Летний паводок и жара стали причиной массовой гибели рыбы на водоемах страны. Помочь могут только дожди

Мор берет за жабры

Жители нескольких районов Гомельской области ужаснулись: мертвых щук, плотву, лещей и даже сомов начало прибивать к берегам. Неужели рыбу травят химикатами? С каждым из таких сигналов разбирались специалисты. Вывод однозначен, но неутешителен: человек к этому не имеет никакого отношения, проблема в обильных летних ливнях и последовавшей за этим засухе. Рыбе просто стало нечем дышать. Экологи опасаются, что зафиксированные случаи не последние. На некоторых участках рек даже отменили лимит для рыбаков: лучше выловить рыбу, чем дать ей погибнуть от недостатка кислорода.


Запах гниения

Этот участок реки Беседь в Ветковском районе совсем недалеко от деревни Казацкие Болсуны. Место от райцентра отдаленное, в двух шагах уже начинается Россия, откуда течение и приносит воды Беседи. Жители деревушки до рыбалки охочи, потому на берегах появляются часто. В начале этой недели местные обнаружили шокирующую картину: в прибрежной тине брюхом кверху в огромном количестве плавали щуки, лещи, плотвички. На место тут же прибыли сотрудники Госинспекции охраны животного и растительного мира и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Начальник последней Сергей Надточеев вынужден был развеивать опасения людей:

— Местные жители говорят: на поверхности плавают маслянистые пятна, как от нефтепродуктов. Но рядом нет никакого производства, никто не сливает отходы. А эти блестящие пятна биологического происхождения. 

В поисках кислорода рыба стремится к  поверхности воды.

Сергей Надточеев показывает мне: пленка, о которой шла речь, на поверхности Беседи попадается до сих пор. Только к бензину она не имеет никакого отношения. Это продукты разложения растений. В воздухе стойкий запах гниения. У берега несколько мертвых мелких плотвичек. Пару дней назад здесь их было в десятки раз больше. 

— Мы с коллегами из инспекции охраны животного и растительного мира несколько часов вылавливали их с берега и с лодки. 172 особи. И это только то, что удалось собрать. Сколько всего погибло, сказать сложно. Я сам видел, как щука из последних сил доплыла до поверхности и высунула голову, чтобы глотнуть воздуха…

Фото автора и Гомельского областного комитета  природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Пробу воды из Беседи отдали на исследование. Лаборатория подтвердила то, чего и так уже боялись специалисты. Содержание растворенного кислорода — 2—3 миллиграмма на литр. Рыба выживает минимум при четырех. Старожилы говорят, летних заморов тут не было уже пару десятков лет.

Дожди не к месту

Инцидент на Беседи не единственный. С 20 июля подобные случаи зафиксированы в шести районах. Рыба гибнет в небольших реках. Это Добрица в Рогачевском районе, Липа в Буда-Кошелевском, Покоть в Чечерском. И везде причина одна: понижение количества растворенного в воде кислорода до критического уровня. Все эпизоды на контроле Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Начальник отдела контроля за охраной и использованием земель, недр, биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Павел Новиков объясняет:

— В июле шли обильные ливни. Те, которых мы так ждали в мае. Уровень воды в некоторых водоемах поднялся на 1,5—2 метра. Реки вышли на пойму. И вот под воздействием высокой температуры залитая растительность начинает гнить. Вода на пойме почти без кислорода, без осадков и под палящим солнцем начинается спад. Всю эту «гнилую» воду стягивает в реку, она смешивается с нормальной — и уровень кислорода резко падает. 

Павел НОВИКОВ объясняет: проблема коснулась небольших рек.

В такой ситуации рыба может протянуть от силы день-два. Чем больше заилен водный объект, тем больше в нем растительности и хуже для рыбы. Под удар попадают небольшие и средние речушки. Гиганты вроде Сожа и Днепра благодаря объему воды не так подвержены воздействию. На удивление, избавлены от опасности озера. Стоячая вода тут играет на руку животному миру: потоки почти не перемешиваются, у рыбы есть возможность уйти на богатую кислородом глубину. 

— Каждый сигнал о погибшей рыбе мы тщательно проверяем. Сотрудники лаборатории Республиканского центра аналитического контроля брали образцы воды. Мы проверили и на содержание пестицидов. Но единственное отклонение — пониженное содержание кислорода. На Покоти — от 1,2 до 2 миллиграммов.

Выловить, пока не поздно

Погибшая рыба продолжает гнить вдоль берегов. Специалисты стараются вовремя выявлять все инциденты, чтобы хотя бы убрать разлагающиеся останки и тем самым минимизировать урон. Павел Новиков объясняет: такую рыбу утилизируют в скотомогильниках. 

— Гибель рыбы отмечена в рыболовных угодьях фонда запаса рыболовных угодий. Обязанность проведения противозаморных мероприятий и ликвидации последствий заморов возложена законодательством на местные исполнительные и распорядительные органы.

Говорить о точных цифрах нанесенного природой ущерба сложно. Силами местных властей и природоохранных организаций собрали около 700 мертвых особей. 

Летний замор — вещь опасная. Но, к сожалению, это естественный процесс, на который человек повлиять почти не в состоянии. Зимой на скованных льдом реках можно провести аэрацию — добавление кислорода в воду, при летнем разливе эта мера бесполезна. Приостановить гниение на небольших объектах возможно с помощью добавления извести. Но на реках такой способ нанесет вред. Теперь остается только ждать, пока вода очистится сама.

Уровень кислорода специалисты замеряют высокоточными приборами.

Профилактика летних заморов заключается в борьбе с растительностью, отмечает Павел Новиков:

— Районным исполнительным комитетам и арендаторам рыболовных угодий следует знать, что для профилактики возникновения заморов в летний сезон необходимо всячески препятствовать излишнему зарастанию водоемов жесткой надводной растительностью. Бороться нужно с тростником, камышом, осокой, рогозом, аиром. Выкашивание проводят в период цветения растений, так как в это время они имеют наименьший запас питательных веществ и уже не смогут в дальнейшем дать рост новым побегам.

Но чтобы поддерживать пойму рек в состоянии ухоженной лужайки, необходимы огромные средства. А порой это физически невозможно. Другой берег той же Беседи для подобных процедур недоступен. По земле попасть туда почти нереально, путь — через воду. А это плавсредства для перевозки техники, неизвестный фарватер и внушительные ресурсы. Да и покосить везде не получится из-за большого количества стариков и сложного рельефа. 

С четверга на пострадавшем участке Беседи и в некоторых других районах области снимают лимиты на вылов рыбы. Требования к крючкам-сетям остаются прежними, а вот вытаскивать дары природы из рек рыбаки могут в количестве большем, чем привычные пять килограммов. Пусть лучше щуки и сомы станут уловом, чем задохнутся от нехватки кислорода. 

В ТЕМУ

Андрей СУЩЕВИЧ, председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:


— Сложные погодные условия нанесли ущерб природе. И, к сожалению, исправить ситуацию мы не в силах. Зато можем не усугублять. Хотелось бы попросить всех жителей страны быть более бережными по отношению к окружающей среде. Сейчас идет акция «Отдых без вреда природе». Территориальные органы Минприроды и общественные организации будут проводить рейды по предупреждению и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

Если вы хотите хорошо провести время у реки, соблюдайте несколько простых правил. Автомобили можно парковать не ближе 30 метров от береговой линии водных объектов. Мыть транспортные средства возле рек и озер категорически запрещено. Не повреждайте живой напочвенный покров, к примеру, протекторами шин. Не разводите костры в запрещенных местах. Не рубите и не уничтожайте растительность — привозите дрова и уголь с собой. Не трогайте муравейники, гнезда, норы и убирайте за собой мусор. Мы не всегда можем справиться с капризами природы, но можем сами не наносить ей вред. 

ПОЗИЦИЯ

Николай СВИДИНСКИЙ, начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды:


— Заморы рыбы в этом году проходят практически по всей территории Европы. Поэтому говорить, что ситуация в Беларуси уникальна, не приходится. Они есть и у наших соседей — в Прибалтике, России, Польше, и в достаточно больших количествах. Причем неблагоприятные явления этого года в сравнении с прошлым наиболее интенсивные. 

Разумеется, есть заморные явления и на наших водоемах. Пусть и не в таких объемах, как у соседей, но все равно... Судите сами: общие потери по всей стране оцениваются в 100 килограммов погибшей рыбы. Причем пострадала рыба, как правило, в малых водоемах — реках, ручьях, мелиоративных каналах. 

Говорить пока о какой-то закономерности не приходится, поскольку география потерь — самая разная. Были ли главной причиной заморов высокие температуры, малая водность, недостаток кислорода? А возможно, все проблемы вместе. Да, приблизительно в половине ситуаций зафиксировано низкое содержание кислорода в воде. Но есть ведь и другая половина. Пока мы собираем и анализируем информацию. Очевидно одно: световой день пошел на убыль, ночные температуры стали невысокими, и все заморные явления пошли на спад. Если вдруг будет обнаружено, что причиной гибели рыбы стал человеческий фактор, виновные понесут заслуженное наказание. 

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter