Монтсеррат Кабалье и Николай Басков спелись по-русски

В октябре в Кремле пройдет совместный концерт Николая Баскова со звездой мирового уровня Монтсеррат Кабалье.
В октябре в Кремле пройдет совместный концерт Николая Баскова со звездой мирового уровня Монтсеррат Кабалье. Этот концерт открывает мировое турне, в рамках которого певцы дадут по концерту в столицах многих государств мира. О своих встречах с легендарной артисткой рассказывает Николай БАСКОВ.

- Николай, где вы познакомились с Монтсеррат?

- Знакомство с великой певицей состоялось в Барселоне. При встрече у нее возникло желание, как она выразилась, "отдать мне то, чему научили ее саму". Я преклоняюсь перед ней. Это - живая легенда. Иногда можно услышать злословное мнение, что она уже не очень хорошо поет. Это не так. Монтсеррат находится в прекрасной форме. Наше первое совместное выступление прошло несколько лет назад на сцене Петербургского ледового дворца. Помню, я безумно волновался перед первой встречей и совсем не ожидал, что она обладает таким мощным светом обаяния и доброты. Общаясь с ней, не чувствуешь, что перед тобой знаменитая оперная дива.

- Чувствуете ли вы разницу поколений, когда поете с Монтсеррат?

- Разницы не чувствуется: мы поем вечную оперную музыку. У нас два голоса и одно сердце. Монтсеррат - потрясающая женщина! Несмотря на то, что она ходит с палочкой, в ледовом дворце она танцевала со мной вальс.

- Легко ли с ней работать?

- Она безумно впечатлительна. Так, на репетициях дуэта Адрианы и Маурицио из оперы "Адриана Лекуврер" она вначале включила запись этой сцены, которую исполняла в молодости с Пласидо Доминго. Пока мы слушали эту запись, на нее нахлынули ностальгические воспоминания о ее молодости и в финале Монтсеррат всплакнула.

- Исполните ли вы дуэтом знаменитую "Барселону", которую Монтсеррат исполняла на Олимпийских играх с Фредди Меркури?

- Сейчас ведутся переговоры с обладателями права на "Барселону". Монтсеррат согласна спеть ее со мной. Что касается дирижера нашего концерта, то наш выбор остановился на знаменитом дирижере Даниэле Ортега, хотя рассматривалась и кандидатура Карла Понти-младшего, сына Софи Лорен.

- В одном из интервью вы назвали Монтсеррат Кабалье "шоу-вумен". Что вы имели в виду?

- Даже если Монтсеррат поет в сопровождении фортепьяно, она в силу своей артистичности и эмоциональности способна превратить концерт в зрелище. Помню, в ледовом дворце она вышла на сцену, долго поначалу кашляла в микрофон, потом вдруг лучезарно рассмеялась и воскликнула в зрительный зал: "Ой, как вас здесь много!" Зал влюбился в нее еще до начала концерта! А помните ее совместное выступление с Фредди Меркури! На меня произвели огромное впечатление кадры концерта "Барселона", когда весь стадион был заполнен поклонниками Меркури, одетыми в эпатажные экипировки. Представляете себе, как ведут себя эти фэны во время концерта своего кумира! Так вот, когда Монтсеррат уходила со сцены, все фэны встали и аплодировали ей без единого свиста и крика.

- Говорят, что Монтсеррат обладает исключительным чувством юмора.

- На репетиции с оркестром в Риме, когда Кабалье пела свою арию, у кого-то зазвонил телефон. Все промолчали. Когда телефон стал звонить в третий раз, Монтсеррат не выдержала и настоятельно попросила выключить его. Она стала бурно выражать свои эмоции: "Господа музыканты! Я же просила выключать телефоны перед репетицией! Как можно не уважать своих коллег? Я же репетирую..." Тут к ней подошла ее племянница и сказала: "Мадам, вообще-то телефон звонит у вас в сумке..." Монтсеррат извинилась.

- Вас связывает с певицей творческая дружба или в процессе столь долгого общения возникли человеческие отношения?

- Я знаком с семьей Монтсеррат, ее мужем, дочерью, братом. Она как-то призналась, что, когда мы поем вместе, она испытывает материнские чувства и что, будучи моей крестной матерью, сильно за меня переживает. Надеюсь, в этот приезд она побывает у меня в гостях.

- Кстати, о дружбе: возможна ли она в искусстве?

- В искусстве, я считаю, обязательно надо дружить, искать единомышленников, которые тебя поддерживают. Ведь творческий человек разбросан в своих идеях, ему присущи сомнения... Среди моих друзей-артистов - Александр Ворошило, Лариса Рудакова, Филипп Киркоров. Я бываю счастлив дома у Магомаева и Синявской, люблю бывать в гостях у Пахмутовой. Большую моральную поддержку и заряд оптимизма я получаю от Галкина. Легкость общения с ним делает наши встречи отдыхом. Дружба - это и есть общение. Насколько она будет долгой и искренней, проверяется временем. Я бы хотел, чтобы у меня было больше друзей. Мои друзья мне дороги тем, что говорят мне правду, например, могут позвонить и прямым текстом сказать: "Ты сегодня на сцене просто жеманничал, да и костюм тебе маловат!" И еще я очень благодарен своему продюсеру Борису Шпигелю - не будь его поддержки, мне бы давно довелось уехать выступать за рубежом.

- Как складываются ваши отношения с Аллой Пугачевой?

- На мой первый концерт Алла Борисовна пришла с цветами и сказала при этом, что цветы предназначаются "для звездочки". После концерта, когда она подходила ко мне с букетом, она обмолвилась: мол, принесла цветы "звездочке", а вручаю их звезде. У нас с Аллой Борисовной дружба. Люблю бывать у нее в гостях, общаться, но творческих советов как коллега коллеге она мне не дает. Впрочем, недавно мы сидели с ней тет-а-тет в ресторане, обсуждали мой клип, фестиваль "Славянский базар"...

- С вашим именем связано возрождение определенного музыкального феномена: в прежние годы публика разделялась на "козловисток" и "лемешисток", поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару... Разница разве что в том, что Баскову никого не противопоставляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются по сей день...

- Мои критики обычно ссылаются на то, что было, судят о прошедшем, забывая о том, что в искусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше ругали. Любой художник живет будущим, планами. И у меня главное в жизни - только творчество. Никто еще из профессиональных хулителей моего творчества не сказал, что у меня нет голоса, - для этого нет никаких оснований. Нередко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 25 лет смог достичь такой высокой планки, спел с певицами очень высокого, мирового уровня - Любовью Казарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, а также нашей Мариной Мещеряковой, которая поет в "Ла Скала" и "Метрополитен-опера". Общение с моими партнерами и партнершами воодушевляет на новые проекты. Ведь прежде чем голоса сливаются в пение, мы должны слиться в душевном общении - это самое главное!.. Конечно, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 25 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как говорил Франко Дзеффирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Великая Мария Каллас не оставляла равнодушными своих зрителей и слушателей. Если из зала выходят люди, не равнодушные к вам - в положительную ли, отрицательную сторону! - это уже огромное достижение. Я выхожу на сцену как в последний раз, но оставляю за собой право возвращаться на нее снова и снова.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter