Монополия обездвиживает торговлю

Игры между торговыми сетями, организациями, поставщиками потребитель зачастую не видит
Игры между торговыми сетями, организациями, поставщиками потребитель зачастую не видит. А вот то, что в магазине может быть представлена продукция только одной компании или на товар от разных производителей установлена одинаковая цена, незамеченным не остается. Между тем и первое, и второе — прямое нарушение законодательства. Получается, монополисты не пускают на рынок конкурентов, тем самым лишая покупателей права выбора. Да и цены в таком случае не диктуются спросом, а придумываются выгодные для продавца. При этом сговоры между крупными поставщиками и сетями перекрывают дорогу более мелким участникам рынка. 


В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли рассматривается свыше трех с половиной десятков заявлений о нарушении антимонопольного законодательства как на республиканских, так и  местных товарных рынках. Установлены и факты злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции при продаже и поставках табачных изделий, безалкогольных и алкогольных напитков, мебели, организации перевозок автомобильным транспортом. Также в поле зрения специалистов попали рынки мяса свинины, птицы, живой рыбы, молока. Все ли предприятия и торговые сети ведут честную игру? Нет ли сговоров между организациями? А может, установлены негласные объемы продажи какой-нибудь продукции или магазины отказываются сотрудничать с одними производителями в угоду другим?

 Не изжита, к сожалению, и другая, порочная схема, когда производителя, можно сказать, насильно заставляют сдавать продукцию на какое-то определенное, чаще всего находящееся на данной территории перерабатывающее предприятие, и при этом стараясь заплатить за нее порой даже ниже себестоимости. 

Журналисты «СГ» провели собственное расследование. О том, как чувствует себя конкуренция в глубинке, насколько она честна — в сегодняшней теме номера.

Нелегалы тоже конкуренты, но уж больно рисковые


НАСЕЛЕНИЕ Раковского сельсовета летом и по выходным увеличивается в два-три раза. Красивейшие места и близость к столице притягивают минчан. У кого-то сохранился наследный дом, кто-то свил себе гнездышко в отстроенном новом особняке, а некоторые просто снимают дачу. 

Пропорционально отдыхающим увеличивается и количество коммерсантов-нелегалов, которые, пользуясь моментом, стремятся сорвать куш даже ценой обмана и нарушений правил торговли. Коробейники часто привозят портящиеся продукты без холодильников, не соблюдают соседство товаров, загружая в одну камеру, как говорится, и колбасу, и селедку. Заранее расфасованный товар покупатель берет, не зная ни его качества, ни количества, — залетные продавцы не удосуживаются брать с собой весы и кассовый аппарат.  Само собой, у сельчан такой сервис вызывает нарекания, и они звонят… в райпо, рассказала заместитель председателя Воложинского райпотребобщества Ольга Сак:

— Местные, а тем более приезжие, не могут разобраться, кто продавец, все автофургоны ассоциируются у них с нашими автолавками, вот и получается, что все жалобы выслушивают кооператоры. Мы обслуживаем 284 населенных пункта, около 60 — машины «Евроопта». По нескольку деревень охватывают столичные частники, у которых есть разрешение на торговлю и свой маршрут. Но часто ведь не поймешь, зарегистрированы они в исполкоме или нет. Мы не знаем не только их офиса, но и телефонов. К кому предъявлять претензии?

Ольга Михайловна вовсе не выгораживает Воложинское райпо — случаются и у них нарушения графика, в последние деревни чего-то недовозят, но проколы стараются не повторять, на замечания обязательно реагируют, устраняя в рабочем порядке. Например, летом укорачивают маршруты, чтобы всем хватало товаров. По желанию сельчан делают дополнительные остановки. Недавно позвонила женщина из Яшковичей и посетовала, что нет сил далеко ходить за покупками.  На следующий день у автолавки, что приезжает в Яшковичи,  появилась еще одна  остановка по требованию. Продавец частного автомагазина об этом и не знает, пролетит мимо — и вот еще одна обида. Ну и, конечно, в райпо не позволят выехать автолавке с неисправным холодильником, без весов и кассового аппарата. 

В том же Раковском сельсовете 64 деревни, в 22 из них живет меньше 10 человек. Там частник, как правило, не появляется — кто же будет торговать себе в убыток? Ну а в деревнях, где народу побольше, случается, пересекаются сразу по три фургона с продуктами. Тогда  начинается переговорный процесс по установлению «демаркационной линии» и уточнению графиков.

Для сельчан наличие торгующих конкурентов только во благо, ведь почти каждый день (три раза в неделю приезжает только автомагазин райпо) есть возможность купить продукты, да еще выбрать более дешевые. Но для того же райпо «серые рейсы» и некачественное обслуживание — убытки и удар по деловой репутации.

Набегами недобросовестных коммерсантов озабочены и в райисполкоме, поэтому создана рабочая группа по пресечению несанкционированной торговли. Главный специалист отдела экономики Анна Юралевич, наряду с представителями санстанции и налоговой, входит в эту группу:

—  Поймать за руку нелегала непросто. Организуем рейды с приглашением работников милиции, выезжаем по заявлениям сельчан. Два протокола составлены на физлиц за торговлю в неустановленных местах. Мониторинг проводит и Министерство антимонопольного регулирования и торговли. У зарегистрированных частников, как правило, автопарк состоит из одной или двух машин, поэтому и зона охвата небольшая. Сейчас их количество заметно уменьшилось, видимо прибыли нет.

В тему


НЕСАНКЦИОНИРОВАННАЯ торговля с автомобилей, в основном в деревнях, получает все более широкое распространение, в том числе и в населенных пунктах, где работают стационарные магазины, утверждают в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Особенно активно организуется в период выплаты заработной платы, пенсий и пособий. Нелегальные автолавки привлекают покупателей прежде всего более низкими ценами, ведь налоги со своей деятельности такие продавцы не платят, соответственно, издержки минимальные.

В министерстве подсчитали, что из-за работы частников-нелегалов товарооборот магазинов Белкоопсоюза снизился до 94 процентов. Еще в прошлом году потребкооперация представила в министерство списки населенных пунктов, куда нелегально приезжают автолавки с указанием регистрационных номеров транспортных средств, если такие были замечены. Торговая инспекция вместе с МВД, Министерством по налогам и сборам и другими заинтересованными органами начала масштабные проверки всех торгующих субъектов. 

В ноябре в 12 районах республики МАРТ проведен мониторинг 36 автомагазинов. Нарушения установлены в 34 из них. В каждом втором не соблюдался ассортиментный перечень (автомагазины ООО «Евроторг» (Круглянский район), ИП  В. Н. Боровикова (Буда-Кошелевский), Белыничского, Полоцкого райпо.

Продукция с истекшими сроками годности либо сомнительного качества предлагалась сельским жителям в каждом четвертом проверенном автомагазине (23,5 процента).

В более чем 40 процентах подвергшихся мониторингу передвижных магазинах выявлено несоблюдение установленного режима работы (графика объезда). Так, на момент мониторинга почти с часовым опережением графика посещали деревни автомагазины Полоцкого райпо, с опозданием на час — машины ООО «Евроторг» (Жабинковский). А в Воложинском ИП А. А. Исаенко прекратил работу  более 8 месяцев назад, о чем в местном исполнительном комитете узнали от сотрудников МАРТ.

В числе иных нарушений — отсутствие ценников, недоведение до сведения покупателей всей необходимой информации о товарах и их производителях и другие.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

Аўталавак з чужымі нумарамі тут не вітаюць


КРЫХУ больш чым год таму наша газета расказвала аб тым, як у аграгарадок Друцк Талачынскага раёна Віцебскай вобласці аўталаўка ПМК-266 з суседняга Круглянскага Магілёўскай вобласці прывозіла дабраякасныя мясныя і хлебабулачныя прадукты, з якімі па цэнах не мог канкурыраваць Талачынскі райспажыўсаюз, і таму яе з дапамогай праваахоўнікаў “дэпартавалі” за межы рэгіёна. Адгаворкай было тое, што, маўляў, у аўталаўцы  няма неабходных рэгістрацыйных дакументаў на гандаль на чужой тэрыторыі. З такім фіналам ніяк не маглі пагадзіцца жыхары Друцка, і ад іх імя старэйшына Валянцін Шостак звярнуўся да мясцовых улад з просьбай вярнуць аўталаўку.

На днях патэлефанаваў Валянціну Шостаку, каб даведацца аб пераменах.  У адказ пачуў, што ён ужо не старэйшына, склаў паўнамоцтвы па ўласным  жаданні, а аўтамагазін ПМК у Друцку больш не з’яўляецца.

У аграгарадку ёсць свая стацыянарная крама. Загадчык магазіна Раіса Мінкевіч дала поўную раскладку мясных вырабаў. Каўбасы і паўфабрыкаты паступаюць з Аршанскага мясакамбіната. А вось мяса прывозяць ажно з Бярозаўскага камбіната Брэсцкай вобласці, і каштуе яно 6 рублёў 54 капейкі — даражэй ці не на цэлы рубель, чым у  некаторых магазінах Талачына, —  таму многія жыхары і атаварваюцца там.

Дзеля справядлівасці зазначу, што вяскоўцы купляюць ахвотна мясное і ў сваёй краме, асабліва цяпер, калі дазволена набыць тавар “па ведамасці”. Таваразварот крамы за мінулы месяц склаў 22 тысячы рублёў.

Выявіўся і іншы малюнак. Пасля таго як круглянскую аўталаўку не пусцілі ў Друцк, шэраг жыхароў апошняга, асабліва тыя, хто мае транспарт, цяпер ездзяць за мяснымі вырабамі туды, у крамы таго самага ПМК-266. Тым больш што адлегласць  аднолькавая, як і да свайго райцэнтра, — з дзясятак кіламетраў.

Аднак няправільна было б заяўляць аб якой-небудзь значнай дыскрымінацыі прадуктовых тавараў з суседняй вобласці.  Напрыклад, тая ж ПМК-266 выйграла тэндар на пастаўку хлебабулачных і мясных вырабаў у школы  Талачынскага раёна ў 2016 годзе і зноў разлічвае на такі ж поспех. 

Намеснік старшыні Талачынскага райспажыўсаюза Наталля Абравец наконт аўталавак з іншых рэгіёнаў нібыта нічога супраць не мае. Няхай, маўляў, толькі пройдуць неабходную рэгістрацыю, вызначацца з канкрэтным месцам для гандлю. Абураецца іншаму. Стала тыповым  з’яўленне непасрэдна каля магазінаў у вёсках  прыватных гандляроў невядома адкуль. Разбіраліся нядаўна з адной жанчынай. Пераканалі, што парушае закон. Але ж ля кожнай крамы міліцыянера не паставіш.

Уладзімір САУЛІЧ, «СГ»

saulich@bk.ru

Разбегающиеся цены заставляют бегать покупателей


У ДИРЕКТОРА Мозырской овощной фабрики Ивана Гринка за то, где и как продать выращенные овощи, голова не болит. Предприятие имеет полтора десятка фирменных магазинов, в том числе два на селе. Их знают и горожане, и сельчане, охотно покупают там витаминную продукцию. 

Есть свой фирменный магазин и у КСУП «Брилево» Гомельского района. Бойкая торговля овощами идет там с утра до вечера. Правда, одной точки для такого гиганта недостаточно, а потому сельхозпредприятие поставляет картофель, капусту, огурцы, салаты во многие магазины областного центра. Те берут их с удовольствием, но накручивают такие торговые надбавки, что многие покупатели обходят брилевскую продукцию стороной. 

В магазине деревни Носовичи Добрушского района овощей — на выбор. Здесь и заморские бананы с апельсинами, и лук с морковкой белорусского производства, а также свежие тепличные огурцы и томаты. Продавщица на мой вопрос, чьи овощи в магазине, с приятной улыбкой отвечает, что, согласно заключенным договорам, товар на реализацию берут охотно и у производителей, и у посредников — чтобы увеличить ассортимент. Правда, лук и морковь сельчане покупают редко — своего хватает, а вот бананы расходятся быстро. Зато залеживаются тепличные огурцы и томаты — цены на них кусаются.  

На прилавках в районных центрах хватает всего — от картошки до хурмы и гранатов. Правда, цены в разных магазинах здорово разбегаются. Располагающие временем горожане, посетив несколько торговых точек, вполне могут сэкономить несколько рублей.

В управлении торговли и услуг облисполкома сообщили, что одних местных яблок с овощами, заложенных в хранилища, хватит на всю зиму. Но и от привозных в области не отказываются. Ассортимент овощной продукции на прилавках магазинов области представлен разными сельхозпроизводителями, но поддерживать своего доморощенного, понятно, важно и нужно. 

Наталья ВАКУЛИЧ

nvakulich2016@mail.ru

За пределы зоны не выходи, не надо


При заключении сделки на поставку продукции руководители хозяйств хотят стопроцентной уверенности в том, что товар будет реализован по оговоренной цене. Переработчиков же в первую очередь интересует объем сырья, на который можно рассчитывать. Но порой эта система дает незапланированные сбои. На Гродненщине немало случаев, когда при наличии соответствующих договоров сельчане ломали голову, куда, скажем, сбыть КРС, и несли в одностороннем порядке значительные финансовые потери. 

Что не все так хорошо с реализацией сельхозпродукции на переработку, подтверждает и председатель СПК имени Деньщикова Гродненского района Василий Свирид:

— Если  молоко  отправляем без задержек, то с отгрузкой свинины и говядины весной возникли проблемы. Мы могли найти на мясо  другого покупателя, но нельзя — сдерживает монополия сырьевой зоны. Я считаю, что  этого надо избегать. У производителя должно быть право выбора. Не имея его, сельхозорганизациям приходится соглашаться с ценами и условиями, которые   диктуют нам перерабатывающие предприятия. Иными словами, оказываться в роли крепостных.

Обычно хозяйства отгружают произведенную ими продукцию, местным переработчикам. Но на территории Свислочского района таковых нет. Поэтому район входит в сырьевую зону ОАО «Волковысский мясокомбинат» и «Беллакт». 

— В первую очередь должны обеспечивать сырьем именно их. Но если  по каким-то причинам там его не берут, ищем покупателя самостоятельно, — говорит заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Свислочского райисполкома Люция Рукша. — Например, две наших сельхозорганизации недавно начали  отгрузку мяса на Гродненский мясокомбинат. Свислочские фермеры отправляют баранину в Слоним. 

Но негласный запрет на вывоз сырья за пределы области все-таки существует. И это вполне объяснимо: каждая область пытается защитить собственные интересы, прежде всего стараясь загрузить производственные мощности местных перерабатывающих предприятий, которые создают и сохраняют в районах рабочие места, выпускают и реализуют изделия с высокой добавленной стоимостью, и что самое важное — обеспечивают поступление налогов в  бюджет. Последнее, в свою очередь, обеспечивает развитие социальной сферы. К тому же и надбавки за сданную сельхозпродукцию аграрии получают именно из местного бюджета.  

Конечно, руководителю сельхозкооператива, который отправит молоко или скот за пределы региона, голову за это не снимут и от должности не отстранят. Но и благодарность, естественно, не объявят, а, вероятно, постараются в следующий раз в чем-то обделить. Кстати, и крупно заработать на поставках сырья в другие области  вряд ли удастся. Закупочная цена на сельхозпродукцию на государственных предприятиях сегодня одинаковая по всей республике. Так что овчинка, как говорят, не стоит выделки. Это прекрасно понимают руководители хозяйств, поэтому, хотят они того или нет, стараются быть патриотами своего региона. 

А начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Зельвенского райисполкома Евгений Грецкий даже увидел преимущества  сырьевой зоны. Так, Слонимский мясокомбинат и волковысский «Беллакт» не только всегда вовремя  рассчитываются с сельчанами за поставленную им продукцию, но и постоянным  поставщикам при необходимости выделяют денежные ссуды на первоочередные потребности.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ» 

gennadijj-gil@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter