Мой отец, Андреев Анатолий Евгеньевич, родился за год до Октябрьской революции

Монологи об отце

Андреев А.Е., 1945 год.

— Мой отец, Андреев Анатолий Евгеньевич, родился за год до Октябрьской революции. Человек– эпоха. Будь он жив, в этом году отметил бы свой столетний юбилей... Биография отца — судьба великой страны. По ней, как по учебнику, можно изучать ее историю.

Железная дорога — стержень жизни моего отца. В ее недрах ковался и его характер: железная дисциплина, железная воля, железная верность своему слову. И при таком обилии «железа» — нежная, чуткая душа, способная и любить, и радоваться жизни. Трепетно относиться к семье и видеть в каждом человеке человека.

Отец рано вышел на дорогу самостоятельной жизни. Когда он поступил в Оршанскую железнодорожную школу ученичества (ФЗУ), ему не было и пятнадцати.

По окончании школы выдали ребятам свидетельства о получении специальности слесаря по ремонту паровозов 4–го разряда и направили на работу в депо. В штат их зачислили, но... по 3–му разряду. Фэзэушники взбунтовались. О конфликте доложили начальнику депо Борисову. Пришел он в цех. Внимательно выслушав ребят, пообещал всем восстановить разряд. Улучив момент, мой отец обратился к Борисову с личной просьбой. Рассказав о своей заветной мечте стать машинистом, попросил определить его на паровоз помощником. Начальник депо заметил, что начинать придется с кочегара. Поработай как следует полгода слесарем, а в декабре обратись к старшему нарядчику паровозных бригад. Распоряжение будет.

Машинист Царев доброжелательно встретил юношу. Но требовательность к нему проявлял без скидок на молодость. Обязанности у кочегара на первый взгляд совсем простые. Кидай из тендера на железный лоток уголь (за одну поездку перелопачивалось до двух десятков тонн) и постоянно будь на подхвате. Забрасывать топливо в паровозную топку — дело помощника машиниста. Помимо своей работы, кочегар досконально изучил особенности и «повадки» разных видов угля. В совершенстве овладел искусством топить паровозную топку. И уже через три месяца Царев взял его своим помощником.

Накрутив на колеса 36.000 километров (а это два года ежедневных поездок), отец получил право сдавать экзамены на самостоятельное управление паровозом. В ноябре 1935 года Анатолий Андреев станет самым молодым машинистом на Западной железной дороге.

В депо поступили новые мощные паровозы серий ИС (Иосиф Сталин) и ФД (Феликс Дзержинский). Пассажирский паровоз ИС укомплектовали бригадами из комсомольцев. Старшим машинистом назначили моего отца.

Обычно пассажирские поезда водили машинисты, у кого за плечами был стаж работы не менее 20 лет. За правым крылом паровоза отец не провел и пяти лет, а ему уже доверили водить международный экспресс Москва — Париж. На всем пути следования за ним был особый контроль: ведь на карту поставлена не только честь советского транспорта, но и всей страны. Кроме того, за каждую минуту опоздания на пограничную станцию Негорелое, где пассажиры пересаживались в поезд западноевропейской колеи, наша страна платила неустойку 25 рублей золотом.

Однажды из–за неисправности паровоза экспресс прибыл в Оршу с опозданием на 55 минут. Руководство дороги дает машинисту Андрееву указание: до Минска максимально сократить опоздание. Зеленый путь гарантируется. В Минск экспресс прибыл минута в минуту. Поезд шел с небывалой для железной дороги скоростью: 106 км в час вместо 72, заданных по расписанию. Лихачества здесь не было. Во всем — железный расчет. Рисковать можно своей жизнью, считал отец, но не жизнями других людей.

Третий слева — А.Андреев, Бегомльский район, июнь 1942 года.

Пассажирские поезда он водил до 1939 года. Там все движение жестко расписано по минутам. А душа рвалась на простор — туда, где можно проявить инициативу, осуществить новаторские идеи. Освоив сверхмощный паровоз ФД, мой отец первым в Оршанском депо привел в Минск тяжеловесный состав (2.800 тонн вместо обычной тысячи). При этом скорость грузового поезда была такой, как и у пассажирского. Подобного на Западной железной дороге не совершал еще ни один машинист. Когда наркомат путей сообщения ввел дополнительную оплату за вождение тяжеловесных составов, то у комсомольцев–паровозников это вызвало искреннее возмущение. Они совершали новаторство из чистого энтузиазма, ради идеи. А получается как бы из–за денег. Материализм подрезал крылья идеалистам.

В 1939 году состоялось первое в стране награждение железнодорожников. От Оршанского депо медалями «За трудовое отличие» наградили двоих: начальника депо Константина Заслонова и машиниста Анатолия Андреева. Это была самая памятная награда в его жизни.

В депо мой отец сложился как человек. И сформировался как личность.

* * *

— Мой отец любил свою профессию и был в ней первым после бога. За правым крылом паровоза, чувствуя себя одним целым с почти тремя тысячами лошадиных сил, он знал, на что способна машина. И верил ей. И, как друга, не мог бросить в беде.

В первый день войны напарник отца повел воинский эшелон из Орши в Минск. На обратном пути состав на станции Красное Знамя (47 км от Минска) попал под бомбежку. Пути на Борисов разрушены. Немцы неподалеку от станции высадили десант. Люди в панике бегут в сторону Борисова. Вместе с ними и паровозная бригада. Комсомольский ФД брошен на произвол судьбы. Не сомневаясь, что десант будет уничтожен и любимца ФД удастся вывести, отец с двумя бригадами на резервном ИС отправился на его выручку. Но дальше Борисова пробиться они не смогли.

Станцию и город немцы ожесточенно бомбили. Рискуя жизнью, отец спас бронепоезд и вместе с его командой ликвидировал пожар в вагонах с боеприпасами. Когда немцы приблизились к Борисову, вырвался из окружения и вывел последний состав. На станции Крупки подцепили к паровозу многострадальный бронепоезд и доставили его в Оршу. Потом еще месяц паровозная бригада моего отца бессменно водила его, а позднее — железнодорожную летучку на линии Смоленск — Рославль — Брянск. У станции Стодолище девятка пикирующих бомбардировщиков нанесла по ним такой удар, что на паровозе и летучке не осталось живого места. С великим трудом доползли до Рославля. После ремонта паровоз откомандировали в Москву в депо имени Ильича. Туда были эвакуированы паровозные бригады из Орши.

Встреча с земляками была теплой. Как будто в родную семью вернулись. Но над всеми чувствами властвовало одно: желание непосредственно бить врага. И когда дядя Костя — так все деповцы–оршанцы звали Константина Сергеевича Заслонова — предложил организовать партизанский отряд для диверсий на железнодорожных коммуникациях, паровозники из Орши горячо его поддержали. Но как это сделать — у железнодорожников броня до конца войны? Обратились с письмом на имя наркома путей сообщения Л.М.Кагановича. И получили добро. В сентябре 1941 года 30 оршанских паровозников, добровольно вступивших в партизанский отряд, были откомандированы из Москвы в Вязьму. Там к ним добавились еще 10 добровольцев. Командиром отряда был утвержден Константин Заслонов. Комиссаром — Федор Якушев. Моего отца командование отряда назначило заместителем начальника разведки и одновременно — заместителем комиссара. После короткой диверсионной подготовки 1 октября 1941 года отряд переправился через реку Межа (Калининская область) и вскоре оказался в глубоком тылу.

Сказать, что на долю отряда выпали тяжелейшие испытания, — почти ничего не сказать. Голодные, обмороженные, измотанные до предела бесконечными переходами с тяжелым грузом боевого снаряжения — такими в конце октября были бойцы диверсионного отряда. Многие пали духом. Командир предложил: кто не способен выполнить задачу, поставленную перед отрядом, возвращается за линию фронта. Кто может — пойдет с ним. Таких оказалось немного: вместе с Заслоновым всего восемь человек.

К Орше вышли шестеро (двое партизан погибли, когда группа нарвалась на засаду карателей). У надежных людей спрятали оружие, тол, мины. Под видом железнодорожников, вернувшихся в Оршу из занятой немцами Вязьмы, решили устроиться на работу в депо. И там, выявив людей, готовых бороться с врагами, создать диверсионное подполье. Широко применяя угольные мины, за три месяца подпольщики вывели из строя 170 паровозов (8 из них на личном счету отца). Совершили шесть крушений поездов, парализовали водоснабжение оршанского железнодорожного узла. А когда немцы напали на след подпольщиков, они ушли в лес. Партизанский отряд возглавил Константин Заслонов. А комиссаром отряда был мой отец.

В июле 42–го оккупанты бросили в Лепельский и Бегомльский районы (там базировался и отряд дяди Кости) крупные силы немецко–литовских карателей. Чтобы успешно воевать с ними, партизаны решили объединиться. Командиром объединенных партизанских отрядов избрали лейтенанта Ивана Кузина, комиссаром — Анатолия Андреева. С этими отрядами (а это около трехсот боевых партизан) мой отец и вышел к «Суражским воротам» прифронтового района.

Вскоре его отозвали в Москву. 14 ноября 1942 года — особо памятный день в жизни моего отца. «Правда» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы партизан. Мой отец был удостоен ордена Ленина. В этот же день в бою с карателями в Сенненском районе погиб Константин Заслонов. Его также наградили орденом Ленина. А в 43–м посмертно присвоили звание Героя Советского Союза...

Белорусский штаб партизанского движения поручает моему отцу сформировать и подготовить парашютно–десантный партизанский отряд имени Комсомола Белоруссии. Действовать ему предстояло в глубоком тылу противника в Белостокской области. Вначале отец был комиссаром этого отряда, а потом — командиром.

В лесу он вел дневниковые записи. Помимо описаний боевых действий, были в дневниках и проникновенные строки, посвященные военфельдшеру отряда Чернышевой Зинаиде Семеновне. Будущей моей маме...

Многие дневниковые эпизоды легли в основу книги отца «Былое». Это честная, правдивая и очень нужная книга. Она вышла в свет при жизни отца.

После войны отец вернется в свою профессию. В паровозном депо станции Минск его назначают машинистом–инструктором. Но не пройдет и полгода — изберут секретарем партбюро партийной организации депо. Учеба в Республиканской партшколе (Высшую партийную школу при ЦК КПСС отец окончит заочно). Ответственная должность в Управлении делами Совмина БССР...

В сорок с небольшим мой отец станет министром автомобильного транспорта БССР. Он будет самым молодым министром в республике. А уйдет глубоким пенсионером. Причем сам, по своей воле.

За 20 лет его руководства министерство достигнет таких результатов, что транспортники со всей страны будут ездить к белорусам учиться. В 1976 году отцу присвоят звание Героя Социалистического Труда.

Четыре ордена Ленина, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, орден Отечества III степени — награды Родины за его ратный и мирный труд.

Мой отец был из породы тех необыкновенных людей, о ком принято говорить: они — соль земли и кислород вечности.

Советская Белоруссия № 227 (25109). Пятница, 25 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter