Под кистью уроженки нашей страны, а ныне известной французской художницы Ларисы Нури-Шакинко расцветают холсты и платья модных кутюрье

Монмартр с белорусским акцентом

Под кистью уроженки нашей страны, а ныне известной французской художницы Ларисы Нури-Шакинко расцветают холсты и платья модных кутюрье



Выполненные в технике тактильной живописи нового импрессионизма, ее работы настолько необычны, что привлекают внимание ценителей искусства со всего мира. Они выставляются в профессиональных галереях и находятся в частных коллекциях во Франции, США, Португалии, Испании, Швеции, Японии, Китае, Южной Корее, Австралии, Малайзии и Камеруне. Но, несмотря на международный успех, Лариса не забывает о родной Беларуси и как минимум раз в год приезжает сюда. Корреспондент “НГ” встретилась с известной художницей.

— Лариса, по образованию вы архитектор. А как стали художницей?

— С детства любила рисовать — портреты близких, пейзажи, модели оригинальных платьев. Даже пробовала копировать фрески Сикстинской капеллы. Мечтала поступить в Академию художеств на факультет прикладного искусства и стать художникоммодельером. Но, как назло, именно в год поступления это отделение перевели в другой город. В результате я выбрала архитектурный факультет политехнической академии. А параллельно увлеклась колористикой. И этот интерес к теме цвета в искусстве — дизайне, моде, архитектуре, в различных культурах определил мою судьбу.

Я стала принимать участие во многих международных конкурсах, а благодаря полученным премиям получила возможность ездить по миру, чтобы изучать особенности эллинистической культуры цвета в Греции, поработать исследователем колористики в Скандинавском центре цвета в Стокгольме. Докторскую диссертацию о роли цветовой гармонии в городской среде я защитила уже во Франции. И все это время продолжала рисовать и писать картины, экспериментируя с различными техниками. Однажды в Париже показала свои работы в одной из галерей и сразу же получила приглашение устроить выставку.

— Только в Париже работает около 60 тысяч художников. Как вам удалось найти свой неповторимый стиль и заявить о себе?

— Главное в условиях жесткой конкуренции — суметь проявить индивидуальность и силу творческого характера. Для меня живопись — это состояние души. Я использую масло, песок, натуральные пигменты, часто работаю пальцами. В какой-то момент меня просто наполняет чувство счастья, и я стараюсь передать эти эмоции через произведения.

— Вы рисуете не только на холсте, но и на шелке. Особенно впечатляют платья, созданные в тандеме с французским стилистом Жан-Мари Пюжолем. Продолжается ли ваше сотрудничество?

— С Жаном-Мари Пюжолем, который начинал свою карьеру в доме Диора и в ателье Ив СенЛорана, мы знакомы уже десять лет. Все началось с моей выставки в Carousel du Louvre, для которой был создан вечерний наряд “Белая королевская лилия”. Для каждого платья я придумываю оригинальную цветовую композицию, которая должна идеально соответствовать костюму, теме презентации, стране, где она проходит, — будь то Франция, Китай или Аргентина. В прошлом году организовали выставкудефиле в белорусском посольстве в Париже, она была хорошо принята требовательной публикой. Приезжали поклонники даже из Канн, Монако, Италии и Англии. А французские кинематографисты взялись за создание фильма о нашем оригинальном творческом тандеме с Пюжолем.

— Ваш муж — известный французский музыкант. Легко ли достичь гармонии двум творческим личностям?

— Музыка и живопись настолько близкие сферы деятельности, что у них даже терминология общая, гармония, нюанс, контраст, хроматический аккорд, полифония... Мы часто спрашиваем совета друг у друга, я делаю дизайн для его дисков, а он пишет оригинальную музыку для моих дефиле. Работаем и над совместными проектами — сняли фильм “Мечта о гармонии”, разработали и написали программу Harmony of Colors для создания цветовых гармоний в дизайне, которая представлена платформой Apple.

— Отражаются ли в ваших работах белорусские мотивы?

— Мотивы в моих произведениях скорее абстрактные, чем национальные. Как художник, дизайнер и архитектор, много путешествующий и имеющий возможность выставлять свои работы в разных странах, я чувствую себя гражданином планеты Земля. Но я никогда не забываю, что родилась в очаровательном белорусском местечке Крево. И буду счастлива, если при упоминании моего имени люди будут говорить, что я родом из Беларуси. Сюда я приезжаю каждый год, чтобы увидеть тех, кого люблю и кем дорожу больше всего на свете — родных и друзей. Это самое ценное, что есть в нашей жизни.

— В чем еще хотелось бы попробовать свои силы?

— Есть идея создать международный Центр цвета во Франции. Мне нравится идея творческого обмена, неформального общения и встреч с интересными людьми в неофициальной атмосфере. Я могла бы проводить встречи и мастер-классы на французском, английском и русском языках.

— По чему белорусскому вы скучаете во Франции и чего французского не хватает вам во время приезда в Беларусь?

— На родине не хватает французского сыра (во Франции его более 300 видов!), а еще хорошего французского вина. А вот во Франции больше всего скучаю по раздольным заснеженным белорусским пейзажам. В Париже зимы бывают вовсе без снега, а ноль градусов считается там большим морозом.

mila@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter