Монитор вместо доски?

В ближайшие годы система образования должна стать насыщенной информационными технологиями. Что изменится с их внедрением в школьном обучении?  

В ближайшие годы система образования должна стать насыщенной информационными технологиями. Что изменится с их внедрением в школьном обучении?

Современная школа должна готовить детей к жизни в обществе. А представить современное общество без информационных технологий уже сложно. 

По словам директора учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования» Николая Листопада, за последние годы сделан большой шаг вперед в техническом оснащении школ компьютерами, проекционным оборудованием. 

Тем не менее показатель — 97 процентов школ, которые имеют у себя компьютерную технику, руководителя радует лишь отчасти. Причина понятна: сюда входит вся техника, включая устаревшую. А новой (до пяти лет эксплуатации) сегодня обеспечены меньше 85 процентов средних учебных заведений. 

Исправить ситуацию призвана отраслевая программа «Комплексная информатизация системы образования» на 2007—2010 годы. Она многое расставит на свои места. К примеру, социальный стандарт «По обеспеченности учащихся компьютерами» сегодня противоречив в своей формулировке. Согласно ему каждая школа должна иметь не менее одного компьютера на тридцать учащихся или один компьютерный класс. Получается, что для школы в шестьсот учащихся достаточно двадцати компьютерных мест. Справедливым будет и то, если такой же класс будет иметь школа в тысячу человек... Не определено стандартом, должен ли он быть обязательным для каждой школы. В итоге получается, что есть сегодня и такие учреждения образования, до которых современные информационные технологии еще в полной мере не дошли, хотя в целом социальный стандарт по конкретному региону и стране будет выполнен. 

Не удовлетворяет многих участников образовательного процесса и качество доступа в сеть Интернет. Его имеют 42 процента школ. Это вроде бы и немного, по мнению Николая Листопада, но и немало. Важно, что эта цифра буквально за последние год-два изменилась. Значит, многое сделано и делается для придания школе статуса современного образовательного учреждения. Конечно, в первую очередь такими стали столичные школы. Сегодня они стопроцентно укомплектованы новой техникой, и все без исключения имеют доступ в глобальную информационную сеть. По регионам показатель ниже. И это вполне закономерно, считает Николай Измайлович. Главное, что следует учитывать при информатизации, — последовательность и неспешность. Не следует форсировать события. Общество, в частности ученики и педагоги, должно созреть для внедрения тех или иных новшеств. Но, безусловно, во многом тормозят информатизацию чисто технические причины. Как правило, они возникают в отдаленных регионах. Так, на всю сельскую школу может быть только один телефонный канал связи, а это до недавнего времени было большой преградой подключения к сети Интернет. 

Проблему решило РУП «Белтелеком». Предприятие установило специальный школьный тариф по доступу в мировую паутину  для учреждений образования, приемлемый по цене. Кроме того, главный белорусский оператор предложил и ряд технических новшеств, разрешивших проблему доступа через внедрение технологии асинхронного доступа ADSL. 

Еще одно но на пути массовой информатизации школ — отсутствие в бюджете школы расходной статьи «услуги Интернет». Статья «услуги связи» очень мала и не способна полностью покрыть затраты пользования сетью. Такой проблемы нет у тех учреждений образования, которые активно привлекают внебюджетные средства, но их сегодня не так много, особенно среди сельских школ. 

Кадровый вопрос — головная боль разработчиков отраслевой программы. Сегодня не редкость, что шестиклассник, приходя впервые на урок информатики, знает компьютер лучше педагога, способен без его помощи выполнять простейшие операции. Поэтому, согласно программе, переподготовка кадров, повышение их квалификации, особенно тех, кто связан с информационными технологиями, должна проводиться каждые два-три года, а не раз в пять лет, как было раньше. Кроме того, планируется начать готовить методистов — представителей от каждого района, которые, возвращаясь на места, также будут проводить своеобразный информационный ликбез для педагогов. Педагог должен увидеть и понять, говорит Николай Листопад, насколько информационные технологии преобразуют учебный процесс в лучшую сторону, только после этого можно начинать работу по их внедрению.          

Важно, что усилиями разработчиков к концу 2010 года каждая школа будет иметь доступ к единому образовательному информационному ресурсу, наполненному электронными учебно-методическими комплексами для учителей. Сегодня работа идет в том направлении, чтобы создать электронную версию на каждый школьный учебник. 

Такой комплексный подход, считает Николай Листопад, поможет избежать той ситуации, когда ребенок, прозанимавшись на компьютере с 6-го по 11 класс и придя в вуз, заметит, что процессы в области информационных технологий ушли далеко вперед и то, чему учили в школе, уже не актуально. Сегодня эта проблема существует, но уже к 2010 году ей не должно быть места на всех ступенях образования — от дошкольного до вузовского.   

Нововведения вовсе не означают, что внимание школьника-2010 будет всецело отдано компьютеру. Привычные уроки у доски останутся и в ближайшем будущем. Николай Листопад еще раз подчеркивает: решающее слово в этом процессе скажут педагоги. Именно они определят, какой материал лучше отложится в памяти ребенка при изучении его на компьютере, а какой — при объяснении учителем. Большая проблема в этом плане возникает из-за отсутствия собственной белорусской школы ученых-разработчиков, которая бы занималась такими вопросами образования. Сейчас идет непростой процесс ее создания. 

Как свидетельствует мировая практика, инвестиции в формирование и развитие общества становятся наиболее эффективным способом вложения ресурсов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter