Моменты истины

Владимир Осипович Богомолов прошел Отечественную войну. Был последовательно рядовым, командиром отделения, помком­взвода, командиром взводов, командиром роты 

Рассказывая о знаменитом фильме «В августе 44-го…», чаще и больше всего говорят о режиссере-постановщике Михаиле Пташуке. И это справедливо. В создании картины главная заслуга – его. Но без драматургии нет кино. А киносценарий написан по роману «Момент истины» — «В августе 44-го…», выдержавшему 99 изданий.

Автор романа, а потом и сценария — замечательный русский писатель Владимир Осипович Богомолов. Он прошел Отечественную войну, как говорил сам, «был последовательно рядовым, командиром отделения, помком­взвода, командиром взводов – стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, в конце войны исполнял должность командира роты». В 44-м вступил в освобождаемый Минск. Вообще, с Беларусью этот русский писатель оказался крепко связан: «В 1944 году я командиром взвода прошел Беларусь от Красного до Гродно. И один из четырех боевых орденов (Отечественной войны I степени) получен мной за бои в июне — июле того лета. Из Беларуси у меня и жена, и теща…» 

Но главным связующим звеном, конечно, была война. 

Мы много раз встречались с Владимиром Осиповичем в его квартире в Протопоповском переулке в Москве. Чаще всего сидели в уютной кухне, и он рассказывал о Минске 1944-го. 

Перед самым отступлением фашистские оккупанты взорвали столицу Беларуси. Город предстал перед советскими войсками сплошными руинами. Но и они то в одном, то в другом месте являли чудовищную опасность. 

…Он был у пивзавода, его подразделение двигалось в сторону Комаровки, откуда доносился грохот самого настоящего боя. Но здесь было тихо, только все черно от сажи, над некоторыми домами все еще курился дымок, окна были распахнуты настежь, а двери высажены. У одного из подъездов, на удивление закрытого, возилась пожилая женщина, рядом с ней – мать с ребенком. Дверь не поддавалась. Богомолов, успевший получить немалый опыт, подскочил к женщинам и, ухватив их, потащил от дома под невразумительные женские  вопли. А подоспевшие саперы начали разминирование. Вот такие чудовищные сюрпризы оставляли фашисты. 

Не желая быть обвиненным в «сочинительстве баек» (богомоловская формулировка), сразу скажу, что магнитофонной записи тех бесед на кухне никто не вел. После этих встреч как-то и в голову не приходило немедленно конспектировать услышанное или уточнять, был ли сам Владимир Осипович свидетелем описываемых событий или передавал чужой рассказ. Тогда не спросил, теперь – поздно. 

…Когда добрались до Комаровки, бой давно стих. Здесь уже начинался праздник мира: солдаты с котелками в руках доедали поздний обед. Несмотря на требования разойтись, ко второй полевой кухне потянулась цепочка женщин и детей. И тут из развалин переулка выныривает неизвестно откуда выползшая группка в немецкой форме. Конечно, им было не до нападений, но, пытаясь скрыться, они начали палить вокруг себя. И в мирных жителей тоже… 

Как были близки и понятны Богомолову последующие подсчитанные потери белорусов: погиб каждый четвертый! Вот это плюс очень уважительное отношение к Президенту Республики Беларусь сыграло решающую роль в том, что писатель согласился на постановку своего романа «Беларусьфильмом». 20 лет такого права он никому не давал. 

…Богомолов неоднократно бывал в Минске. Но по службе – дважды. Первый раз – во время войны, второй – для создания фильма, который сегодня удостоен 8 фестивальных наград, а главное, получил признание зрителей. 

На снимке: во время съемок фильма «В августе 44-го...». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter