История одной фотографии литературоведа и культуролога Адама Мальдиса

Момент истины

Все, кто имеет хоть какое–то отношение к белорусской литературе, знают, кто такой Адам Мальдис — литературовед, культуролог, профессор, доктор наук, писатель, имеющий еще дюжину званий, наград и должностей.

Раньше я часто встречал Адама Иосифовича на улице, в книжных магазинах, редакциях. Он шел неторопливо с неизменным тяжелым портфелем то в правой, то в левой руке. Даже со спины можно было догадаться, что он о чем–то сосредоточенно думает.

В своем портфеле он приносил в редакции интересные материалы и уникальные документы, найденные в архивах Литвы, Чехии, Польши... Всегда эти бумаги, фотографии и ксерокопии имели отношение к Беларуси: к ее культуре, писателям, композиторам, ученым, историческим деятелям, литературным памятникам и самым разным давним событиям. Свои материалы, версии и гипотезы Мальдис–ученый подтверждал фактами и документами. Он очень щепетильный историк, уважительно относящийся к каждому написанному или произнесенному слову.

Но вот что удивительно. Всегда, где бы я его ни встретил, где бы ни увидел, здороваясь, доводилось прятать улыбку. Ничего смешного в его облике нет. Серьезный, степенный ученый, но я улыбался, вспоминая одну и ту же историю, рассказанную Владимиром Короткевичем в 79–м году. Короткевич и Мальдис были давними друзьями. Писатель рассказал, как подшутил над своим другом. Дело было в Праге в каком–то парке. Короткевич гулял с женой, а Мальдис отошел купить мороженое. К писателю подошла цыганка и предложила погадать. Короткевич от услуги отказался и посоветовал гадалке поворожить его другу, указав на Мальдиса, неторопливо идущего по аллейке. И тут же рассказал цыганке, что это за человек в очках: как зовут, откуда приехал, кто у него жена, сколько детей и даже то, что у Мальдиса в следующем году выйдет очередная научная книга. Цыганка перехватила Адама Иосифовича и стала дозированно выкладывать информацию, прося позолотить ручку. Ученый до такой степени был поражен услышанным, что отдал ей все наличные деньги. С бледным лицом он подбежал к чете Короткевичей и рассказал о невероятной истории. Супруги переглянулись, поохали–поахали, но тогда в своей шутке не признались.

Вот поэтому я всегда улыбался, встретив известного ученого с тяжелым портфелем.

В прошлом году случился «момент истины». Я прочел одно из немногочисленных юбилейных интервью Адама, где он рассказал эту же историю, но в точности до наоборот. Дело было не в Праге, а в Кракове. Мальдис на вокзале ждал Короткевича. К нему подошла цыганка с предложением погадать. Адам Иосифович отправил ее к Короткевичу. Вот тогда цыганка и развела доверчивого белорусского писателя на довольно внушительную сумму, рассказав ему о книгах уже написанных, а также о тех, которые выйдут в следующем году. Не преминула подтвердить и некоторые факты биографии...

А вообще, Адам Иосифович человек очень серьезный, сделавший для нашей культуры очень много.

ladzimir@tut.by

Снимок предоставлен Евгением Коктышем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter