Приватизированная квартира злостного неплательщика впервые будет продана с аукциона

Молоток поставит точку

В Могилеве продадут с аукциона двухкомнатную квартиру общей площадью около 54 «квадратов». Чтобы жилье, находящееся в собственности, стало лотом на открытых торгах — беспрецедентный случай. 38–летний могилевчанин может стать первым в стране, приватизированная квартира которого уйдет с молотка.


Заведующая сектором по работе с задолженностью населения Могилевского центра городских информационных систем Екатерина Сорока злостных неплательщиков за годы работы повидала немало. Говорит, их хватает и сегодня. В общей сложности горожане задолжали за «коммуналку» около 400 тысяч рублей. Но случай с хозяином апартаментов по проспекту Пушкинскому — особенный:

— Этот человек квартиру приватизировал давно. До 2009 года исправно рассчитывался за «коммуналку», но с осени начал платить нерегулярно, да и вносил не всю сумму. С конца 2015–го и вовсе стал игнорировать жировки. Скопился долг. В итоге летом 2015 года суд Октябрьского района Могилева обязал злостного неплательщика произвести отчуждение квартиры. Проще говоря — продать ее, чтобы погасить задолженность, а на оставшуюся сумму приобрести себе другое жилье, меньшей площади.

Подобрать подходящий вариант Дмитрию Букетову — так зовут хозяина двушки — могли помочь работники администрации Октябрьского района Могилева, на территории которого он проживает. Однако собственник за помощью не обратился и для себя никаких выводов не сделал. И в этом году суд вынес новое решение — о принудительной продаже его квартиры. Это будет первый случай, когда жилье, находящееся в собственности, уйдет с молотка на публичных торгах.

Дмитрий Букетов не хочет верить, что может лишиться приватизированного жилья из-за скопившегося долга по «коммуналке».

Екатерина Сорока подчеркивает, что на неплательщиков подавали в суд и до этого:

— Но люди тут же находили нужную сумму, чтобы рассчитаться с долгами. Одна собственница продала свою квартиру и купила меньшую по площади. Другая поменяла квартиру в городе на домик в деревне, а разницу пустила на погашение задолженности.

Букетова крайняя мера не отрезвила. Отдавать долг не торопится. А он приличный — около 1 тысячи 500 рублей. Плюс пеня более 3 тысяч.

К Дмитрию Букетову специалисты расчетно–кассового центра № 5 ходили не раз. Уговаривали, объясняли, чем чревата неаккуратность с платежами. Надеялись в прямом и переносном смысле до него достучаться. Электричество ведь Дмитрию «обрезали» давно, сидит без света, дверной звонок не работает.

В очередной раз отправляемся к нему вместе с заместителем начальника РКЦ–5 Галиной Дубровник, которая по ходу вводит меня в курс дела:

— Некоторые владельцы квартир убеждены: если приватизировали жилье — никто не вправе будет его отнять. Даже если они не платят за него годами. Собственно, так оно и было. Еще несколько лет назад мы ничего не могли с ними поделать. Разве что по суду лишить некоторых благ цивилизации — описать за долги имущество. Но не квартиры, обросшей непогашенными квитками... Однако в 2013 году в 155–й статье Жилищного кодекса прописали, что и собственники могут потерять квадратные метры, если будут наращивать долги по платежам. И мы регулярно растолковываем это людям.

В этом доме находится проблемная квартира.

По закону после вынесения судом решения о понуждении собственника к отчуждению квартиры у него есть год на то, чтобы исправить ситуацию. Если этого не происходит, местный исполком подает иск о принудительной продаже частного жилья. После суда оно может быть выставлено на публичные торги. Что, собственно, и произошло в случае с Букетовым.

Нам повезло: собственник квартиры, которой он, впрочем, вскоре может лишиться, оказался дома. К моему удивлению, дверь открыл вовсе не запойный мужичок с трехдневной щетиной, каким рисовало его мое воображение. Оказалось, у приличного с виду Букетова есть высшее образование. Несколько лет после окончания университета он работал по специальности — инженером–строителем в стройтресте, на заводе. Стоя на пороге жилища, Дмитрий нехотя объясняет:

— На стройке стало тяжело: объемы не те, платят копейки... Пошел грузчиком на «Могилевдрев». В 2015–м уволился, вот уже два года трудоустроиться не могу. Потому и за жилье платить нечем.

В квартире Букетов зарегистрирован один. Пока живы были родители, проблем с оплатой «коммуналки» не наблюдалось. Но их давно нет. С младшим братом Дмитрий не общается лет 10, тот живет в Эстонии. Собственную семью Дмитрий не создал, детьми не обзавелся. На бирже труда не состоит, да, похоже, и не очень–то ищет работу. Живет, как в каменном веке, — без света, воды. Обстановка в квартире убогая, техники фактически никакой, так что судебным приставам даже описать нечего... Но должник хорохорится: дескать, если нужно — хоть завтра работу найду. Одного никак не поймет — что это нужно в первую очередь ему самому.

Не осознает этого и 46–летняя собственница однокомнатной квартиры с улицы Романова, у которой, по словам Екатерины Сороки, долг по жировкам — около 4 тысяч рублей:

— Долгое время хозяйку квартиры не могли застать дома, хотя она нигде не работает. Разыскали через школу, где учится ее 15–летний сын. Суд Ленинского района Могилева уже удовлетворил исковое заявление горисполкома о понуждении собственницы к отчуждению квартиры. Так что история может повториться. Если и она за год не погасит долги, ее апартаменты тоже могут продать с молотка за долги.

Компетентно

Геннадий Акстилович, начальник отдела по работе с обращениями граждан и средствами массовой информации Министерства жилищно–коммунального хозяйства:

— На начало года по стране задолженность была по 233 тысячам лицевых счетов. За коммунальные услуги вовремя не рассчитываются как собственники жилья, так и те, кто живет в ведомственных, арендных квартирах, общежитиях. В минувшем году в суды было подано более 400 исков об отчуждении жилья, удовлетворено 97 из них. Квартиры, не находившиеся в частной собственности, продали. Людей переселили в более скромное по площади или комфортабельности жилье. Но и на владельцев приватизированных квартир подавали в суд — таких исков было 30. 155–я статья Жилищного кодекса направлена как раз на то, чтобы повлиять на эту категорию неплательщиков, долгое время верившую в свою неприкосновенность. Теперь и они осознали, что могут лишиться крыши над головой. Это не карательная мера, а воспитательная. И до сих пор еще ни одна приватизированная квартира не выставлялась за долги на открытые аукционные торги. Так что могилевский случай будет первым в стране.

olgak53@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter