"Контроль качества и натуральный продукт?" Что происходит на белорусских молочных комбинатах

Молоко в танках и главный смысл в сырных головах

Даже ангажированному санинспектору с российской пропиской в Молодечно не дадут ни малейшего повода

На прилавках магазинов теснят друг друга самые разные молочные продукты. Мало у кого из нас возникает хотя бы тень сомнения в их качестве, а потребители соседних стран выстраиваются в очередь у магазинов с брендом «Сделано в Беларуси». Однако периодически возникающие претензии Россельхознадзора к нашей продукции не только раскачивают торговые взаимоотношения, но и вносят сумятицу в головы рядовых покупателей. Действительно ли на наших молочных комбинатах жестко соблюдается технология, контролируются качество и чистота производства? И самый главный вопрос: натуральный ли это продукт?

Камера созревания сыра

Мы решили узнать, какую проверку проходит молочная продукция, прежде чем попасть на стол. Производитель утверждает, что на пути от фермы до прилавка она проходит многоступенчатую систему контроля. Так ли это, мы узнавали в ОАО «Молодечненский молочный комбинат».

ВОСЕМЬ лет назад к Молодечненскому гормолзаводу присоединили Вилейский молочный, Нарочанский и Воложинский маслосырзаводы. Сегодня в ассортименте молочки под торговой маркой «Молодея» более 80 наименований цельномолочной продукции, сливочного масла, сухих молочных продуктов, твердых сыров, а также кислотный технический казеин. Таких предприятий в стране четыре десятка, и все они практически как братья-близнецы — оснащены по последнему слову науки и техники.

Первое впечатление, когда заходишь на территорию головного предприятия в Молодечно, — современная лаборатория. Экипировка по всем правилам санитарной безопасности: бахилы, шапочки, специальные халаты. В цехах — сплошной металлический хром, огромные емкости и считанные на пальцах одной руки работники, следящие за компьютером. Блеск хрома и стерильная чистота не могут не впечатлять. И главное, убеждаешься: доступ к продукту закрыт, ничего не пощупаешь, не попробуешь. 

На комбинат приезжают молоковозы, которые собирают сырье из 15 хозяйств района. При первичном контроле проверяются товарно-транспортная накладная, удостоверение качества, наличие пломбировки на люках и патрубках, а в лаборатории контроля сырья — кислотность, антибиотики и другие физико-химические показатели. Несколько капель свежего молока мы увидели только в лаборатории во время экспресс-анализов, которые выявляют все группы антибиотиков, в том числе раз в месяц иммуноферментным методом на наличие антибиотиков различных групп. 

Начальник лаборатории Надежда Улизько: 

— Этот метод самый чувствительный. Он считает клетки, окрашивает и через пару минут выдает результат. Поэтому мы уверены, что молоко безопасно. При несоответствии даже одному из показателей стандарта оно отправляется назад в хозяйство.

Химик Наталья ГАЙЧУК в лаборатории контроля пищевой продукции.

Если же все в порядке, молоко сливается в танки, проходит через очиститель, пастеризуется в аппаратном цехе, и лаборатория снова делает физико-химические и микробиологические анализы. То есть, помимо исследования сырья, действует и тщательный производственный контроль. Готовую продукцию также проверяют по всем основным параметрам: радиология, антибиотики, микробиология, токсические элементы, физико-химические и органолептические свойства.

Интересуюсь у сотрудников лаборатории, каким сортом хозяйства везут молоко. 

— Раз в 10 дней сырье исследуется по микробиологическим показателям и содержанию соматических клеток, по результатам и выставляется сортность, — рассказывает Надежда Улизько. — Например, в январе на головное предприятие поступило 50,9 процента «экстры», 48,7 — высшего и менее одного процента молока первого сорта. 

— Бытует мнение, что переработчики специально занижают сортность, чтобы меньше заплатить производителю…

— У нас во время проведения редуктазных проб присутствуют представители хозяйств, инспектор из райисполкома, которые видят весь процесс. Он, подчеркиваю, полностью открытый. 

Комбинаты заинтересованы в качественном сырье. Качественный продукт можно получить только из соответствующего сырья и исключительно согласно техрегламентам. А они у нас самые жесткие. Молоко второго сорта исключено полностью. Сорт «экстра» принимается с наличием до 300 тысяч соматических клеток в одном миллилитре. Для сравнения: в Евросоюзе допускается до 400 тысяч соматических клеток, в России — до 750 тысяч. 

Что важно: первичная проверка на качество начинается еще на фермах. В каждом уважающем себя хозяйстве есть лаборатории, где ежедневно по несколько раз берут пробы на кислотность, жирность, плотность, качество и сортность, наличие антибиотиков. Если вдруг местные лаборанты следы их «не заметили», на комбинатах этот фокус не пройдет, молоко без церемоний вернут обратно. А потери из-за понижения сортности для производителя ощутимые. Во-первых, по каждой испорченной партии проводится проверка, а у доярок за промахи высчитывают часть денег из зарплаты. И потом, при приемке килограмм «экстры» стоит 56 копеек, высшего сорта — 53 и всего 40 копеек платят за первый сорт. Если в среднем хозяйство привозит на переработку 15 тонн в сутки, нетрудно посчитать разницу. Наказание рублем — еще та мотивация, поэтому и возвраты на молодечненском комбинате за последние полгода были только населению. И то лишь по кислотности и в основном в летнее время. 

В КАЧЕСТВЕ наших молочных продуктов сомневаться не приходится. Я в этом убедилась. Да и элементарная логика подсказывает: если предприятие попадает по антибиотикам на заметку любому контролирующему органу, у него возникает масса проблем и финансовых потерь. Этого боятся как огня. На реактивы и оснащение тратятся не просто большие, а огромные деньги. В прошлом году, по словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло, только на поиск антибиотиков потратили порядка 15 миллионов долларов.

Молоковозы ОАО «Молодечненский молочный комбинат».

Помимо производственного, существует еще и государственный ветеринарный контроль. И наши требования не просто не уступают, они жестче, чем в других странах мира. Поэтому ни одна из 58 стран, которые получают нашу молочку, не выставляла претензий. Кроме России. 

 Зная это, в Молодечно специально поинтересовалась о сути претензий Россельхознадзора по поводу якобы разбавления или добавления сухого молока в питьевое. Ответ короткий и вразумительный: здравого смысла здесь вообще нет, для комбинатов это более затратная и экономически невыгодная технология. «Выработка сухого молока — очень затратный процесс, а потом еще разведи молоко. И не факт, что из килограмма сухого получишь столько же питьевого: что-то уйдет в осадок, а потом и оборудование забьешь. Словом, себе дороже», — объяснили химики-производственники. 

Проблема в другом. Сейчас за место на полках идет жесточайшая борьба. Поэтому комбинаты стараются держать нос по ветру. Например, ОАО «Молодечненский молочный комбинат» в последние годы вложило немалые средства в комплексную модернизацию. На головном предприятии введены в эксплуатацию высокотехнологичный комплекс по переработке молока, автоматизированная линия по производству сыров и мягкого сыра типа моцарелла. В воложинском филиале модернизировано производство сухой молочной продукции — быстрорастворимого молока и сухих смесей. Около 3 миллионов евро инвестировано в производство сыра «Рокфорти». Еще один шаг вперед — ребрендинг торговой марки и концептуальное изменение дизайна упаковки.

СЕГОДНЯ понятно каждому: контроль качества должен быть такой, чтобы, образно говоря, ни один микроб не проскочил. То, что мы наработали и закрепили, утвердили и доказали, сегодня должны зафиксировать и развивать дальше. Чтобы даже у крайне ангажированного санинспектора с чужой пропиской не было ни малейшего повода усомниться в безусловном качестве того, что сделано в Беларуси.

КОММЕНТАРИЙ

Директор ОАО  «Молодечненский молочный комбинат» Дмитрий КОНДРАШЕВ:

— Наши комбинаты ставку делают на натуральность. Каждый квартал внедряем новые виды продукции, например, полумягкие сыры, элитные твердые. Шестьдесят процентов от общего производства составляет экспорт. Темп роста — 129 процентов к предыдущему году. География поставок широчайшая: начали поставки в Туркменистан, активно работаем над дальнейшим продвижением своих товаров на азиатский рынок. Кроме того, экспортируем продукцию в Казахстан, Польшу и США. Сейчас будем принимать участие в выставке в Объединенных Арабских Эмиратах, представляя сухие молочные продукты, спортивное питание, которое делаем в воложинском филиале. Надеемся найти партнеров. Мы, кстати, единственное в республике предприятие, которое делает сыр с голубой плесенью «Рокфорти» в нарочанском филиале. 

germanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter