Молоко в «березовой» таре

Уникальный  производитель  упаковочных  материалов  в  Беларуси  заработает  на  полную  мощь  в  ближайшие  годы

Уникальный  производитель  упаковочных  материалов  в  Беларуси  заработает  на  полную  мощь  в  ближайшие  годы

Отправляясь в поход по продовольственным магазинам, в первую очередь мы обращаем внимание на внешний вид продукта. И если обертка радует глаз, только потом читаем состав лакомства. Все-таки маркетологи правы: логотип, правильно подобранные цвета упаковки да и само ее качество способны поистине творить чудеса по повышению сбыта. В последнее время  отечественным производителям также стало понятно: чтобы быть конкурентоспособным на внутреннем рынке и рассчитывать на увеличение экспорта, помимо высокого качества продукции, нужно не забывать и о ее оформлении. Единственная проблема — отечественных производителей упаковочных материалов можно по пальцам пересчитать…

Дорогая «заграница»

Ежегодно в страну ввозится только упаковки типа тетрапак на сумму около $ 15 миллионов. В основном импорт течет из России, Украины, Германии. Мировой рынок тетрапака в среднем прирастает на 4—5 % в год, российский и белорусский —до 15 % в год. В Беларуси только один «Савушкин продукт» ежегодно потребляет порядка 100 миллионов штук такой упаковки. По прогнозам специалистов, к 2010 году спрос в стране возрастет до 450—500 миллионов штук в год. Перспективы развития данного направления очевидны. Тем не менее сегодня ни одно белорусское предприятие не выпускает современную упаковку для отечественных пищевиков. Планируется, что в ближайшее время производство тары из ламинированной и фольгамированной бумаги для пищевых продуктов типа тетрапак будет налажено на РУПП «Березатара», что в городе Березе Брестской области.

Завод союзного значения

«Березатара» — предприятие с историей. Его строительство было начато еще в 1989 году как завода потребительской и транспортной тары. Планировалось, что продукция (полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканчики и т.д.) будет выпускаться для всей северо-западной части СССР. На предприятии были построены помещения площадью около 20 тысяч кв. м, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, в начале 90-х сметная стоимость проекта составляла почти $ 100 миллионов. Но с распадом Союза «заморозился» и ряд проектов. В результате завод оказался построенным лишь на 30 %. В 1997 году  началось возрождение предприятия: в здании пожарного депо установили 2 небольшие линии по выпуску металлических крышек для плодоовощных консервов.

А три года спустя в рамках программы «Дети Беларуси» была закуплена линия по производству крышек типа ПТ для детского питания мощностью 80 миллионов штук в год. К слову сказать, в мире всего 2—3 фирмы-монополиста, занимающиеся выпуском именно этой продукции. Правда, иностранная линия стоимостью $ 2,2 миллиона, по сути, оказалась невостребованной: белорусские производители пока не выпускают стеклянных банок для детского питания нужного формата. Сегодня руководство завода планирует реабилитировать это направление, тем более в Беларуси должны появиться и производители столь необходимых баночек.

Жестяные картины        

По-настоящему оживать предприятие начало относительно недавно. Два года назад, когда было принято решение о необходимости реализации инвестиционных проектов «Организация производства по ламинированию и литографии жести» и «Производство ламинированной и фольгамированной бумаги для упаковки тетрапак».

Немецкая линия (кстати, единственная подобная на территории СНГ) по литографии жести введена в эксплуатацию в декабре прошлого года. Стоимость  импортозамещающего производства составила 27 миллиардов рублей, мощность — 10 миллионов листопрогонов в год. Срок окупаемости  — 4,5—5 лет. В текущем году по плану оборудование работает лишь на 30 % своей мощности, в полный объем будет функ-ционировать только на третий год. Сегодня специалистам РУПП «Березатара» разработать и нанести любой дизайн и всю необходимую потребителю информацию на жесть и алюминий не составляет никакого труда. Кроме того, направление это актуальное: литография сегодня источник безопасности и гарантированности качества продукции, в то время как бумажную этикетку можно легко подделать.

За 9 месяцев работы линии через нее пропущено 750 тонн жести, темп роста составил 609 %. Клиенты предприятия — производители мясной, молочной, рыбной продукции, а также белорусские лакокрасочники. Директор РУПП «Березатара» Валерий Пунько отмечает: сейчас отрабатываются формы и юридические аспекты сотрудничества с зарубежными заказчиками. Так, есть возможность работать с московскими и петербургскими компаниями, которые сегодня подобные услуги приобретают в Германии. Вместе с тем Береза находится в удобном и выгодном географическом положении, что позволит, например, впоследствии жесть и краски из Европы разгружать на «Березатаре», откуда потом готовая продукция может поставляться в Россию.

Белорусский тетрапак

С сентября 2005 года на предприятии начата разработка проекта производства упаковки из ламинированной и фольгамированной бумаги для пищевых продуктов типа тетрапак. Бизнес-план проекта уже утвержден, предварительно определены поставщики оборудования — итальянская компания. Объем инвестиций оценивается в 131 миллиард рублей. Финансирование осуществляется за счет кредита «Белагропромбанка», который будет погашаться за счет средств  Республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

По словам Валерия Пунько, организация производства упаковок типа тетрапак позволит не только полностью обеспечить внутренний рынок Беларуси, среднегодовая потребность которого составляет около 200 миллионов штук, но также удовлетворить спрос на эту продукцию и приграничных районов России. Главная задача — запустить производство и обеспечить нужды отечественных предприятий. Самым ходовым товаром будет тара объемом 0,5 и 1 литр, хотя линия может производить упаковку емкостью от 0,2 до 2 литров.  Планируется, что оборудование заработает уже в 2010 году. Кстати, чтобы не возникло ситуации, когда тара не будет соответствовать потребностям потребителя, белорусские молочные предприятия пообещали, что разливочные аппараты будут соответствовать размерам белорусской упаковки.

Сам Валерий Пунько говорит о своем предприятии довольно простыми словами: «Литография — это локомотив, который выведет завод из кризиса, а тетрапак — укрепитель экономики предприятия и района».

Кстати

Большое внимание Валерий Пунько уделяет своему коллективу, который после ввода линии литографии увеличился на 30 человек. Директор РУПП «Березатара» приезжал в БНТУ и лично встречался с лучшими выпускниками. Именно приезжая молодежь и составляет сегодня интеллектуальный костяк предприятия. Зарплата молодых специалистов  составляет порядка 1 миллиона рублей, а очевидные перспективы нового производства позволяют привлекать лучшие кадры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter