Молоко на языке цифр

Главная причина низкой урожайности зеленой массы кукурузы — недостаточный уровень внесения азотных, фосфорных и калийных удобрений. Нет никакой логики в том, что доза их в республике вдвое ниже, чем в основных кукурузосеющих странах Европы, обладающих более плодородными почвами, чем Беларусь.

2. Система кормопроизводства требует серьезного пересмотра.

Главная причина низкой урожайности зеленой массы кукурузы — недостаточный уровень внесения азотных, фосфорных и калийных удобрений. Нет никакой логики в том, что доза их в республике вдвое ниже, чем в основных кукурузосеющих странах Европы, обладающих более плодородными почвами, чем Беларусь.

В то же время уровень урожайности зеленой массы кукурузы в 400—450 центнеров с гектара и выше в республике при выполнении всех требований агротехники и внесении полных доз удобрений вполне реален. В 2009 году он достигнут в 108 хозяйствах, в том числе в 21 получено более 500 ц/га, а в РУП «Семхоз «Друцковщизна» Несвижского района — 700 ц/га.

В мировой практике при кормлении скота кукурузным силосом в качестве источника белка в большей мере используются подсолнечный и соевый шрот. Например, западноевропейские страны в этих целях импортируют в год до 30 млн. тонн сои и соепродуктов. Поэтому и кукуруза там — основной корм для коров, который обеспечивает получение высоких надоев молока. Нам же этот вариант малодоступен вследствие ограниченности средств на импорт соепродуктов.

Вместе с тем растительные травяные ресурсы республики при использовании их в прогрессивных технологиях кормопроизводства на нынешнем этапе позволяют успешно решать проблемы обогащения кормовых рационов белком. Отечественная сельскохозяйственная наука за последние годы разработала много схем совершенствования кормопроизводства на основе использования высокобелковых культур и агрофитоценозов, обеспечивающих производство необходимого количества растительного белка для обогащения им как зеленой массы, так и кормового зерна. Предложенные в этом направлении пути доступны любому хозяйству, не требуют дополнительных капиталовложений, дефицитных средств и механизмов. Внедрение их в производство может обеспечить существенный рост продуктивности животноводства, снижение себестоимости продукции.

К сожалению, даже самые эффективные предложения науки по кормопроизводству в большинстве хозяйств реализуются далеко не в полной мере. До сих пор у многих руководителей и специалистов существует крайне ошибочная точка зрения о том, что сельскохозяйственных животных сначала нужно накормить, а потом подумать о белке и других компонентах. В действительности — все наоборот: чем меньше кормов, тем выше должно быть их достоинство.

Кормовой потенциал травяных растительных ресурсов республики высок, позволяет обеспечить производство полноценных зеленых кормов как для непосредственного скармливания, так и для заготовки на зимний период, используя современные технологии. Например, разумно комбинируя одноукосные и двухукосные типы клеверов, используя многоукосность люцерны, только за счет бобовых трав на связных почвах можно создать постоянно действующий зеленый конвейер. Он будет обеспечивать белком коров в летне-осенний период. При минимальном потреблении концентрированных кормов можем заготовить полноценный силос, не требующий никаких белковых добавок. И это без многозатратных обработок почвы, без дорогостоящих азотных удобрений, вообще без гербицидов и других пестицидов. Вместо этого посевы многолетних трав в 2009 году по сравнению с предыдущим сократились почти на 33 тыс. гектаров. Так в чем же дело? Сколько можно говорить на эту тему?

Большой резерв заложен в повышении эффективности однолетних трав, посевы которых в производственных условиях ныне представлены случайным набором компонентов, технология их возделывания формируется по остаточному принципу. Поэтому в большинстве случаев эта группа культур замыкает отчетную информацию по урожайности. В то же время при интенсивных схемах возделывания как в трехукосных, так и двухукосных композициях они могут занимать не последнее, а первое место в севообороте по общей и белковой продуктивности.

Совершенствование структуры зеленоукосных посевов должно сопровождаться мероприятиями по оптимизации сроков их уборки и технологии приготовления кормов. Особенно большое значение имеют ранние сроки скашивания, которые до сих пор трудно внедряются в производство. Так, по данным аграрной науки, при уборке клевера в конце цветения в 1,5 раза уменьшается сбор кормовых единиц и более чем вдвое содержание переваримого белка по сравнению с началом бутонизации. Аналогичная закономерность и у злаковых многолетних и однолетних трав.

Существенный вклад в решение проблемы белка может внести совершенствование практики использования зернофуражных культур. Возделывание их в республике, как правило, завершается получением зерна, хотя в кормовом отношении эта фаза уборки не является наиболее продуктивной. Научными исследованиями установлено, что максимума продуктивности как по выходу кормовых единиц, так и по сбору белка все зерновые культуры достигают в конце молочно-восковой и начале восковой спелости. Например, в опытах Института земледелия и селекции НАН Беларуси сбор кормовых единиц у зерновых культур (растение в целом) в фазе восковой спелости был в 1,2, а белка — в 1,5—2 раза выше, чем в период полной спелости. Эффективность использования зернофуражных посевов по схеме монокорма существенно возрастает при использовании бобово-злаковых смесей, выращиваемых по зерновой технологии. Этот способ весьма перспективен при создании кормовой базы для крупного рогатого скота. Технология приготовления зернофуража, предусматривающая уборку надземной биомассы зерновых культур в фазе восковой спелости, менее затратна и более всепогодна вследствие исключения операций по сушке и доработке зерна. В первую очередь она применима на участках с повышенной засоренностью, а также с неодновременным созреванием посевов. При ранней уборке зерновых на зерносенаж открываются возможности для получения высокой урожайности пожнивных кормовых культур. Такая практика широко используется в европейских государствах.

Не менее значимым в процессе кормления коров является восполнение дефицита легкоусвояемых сахаров. Особо повышается их роль при наличии в рационе большого количества богатых клетчаткой кормов, поскольку организм жвачных животных только в этом случае способен эффективно ее усваивать. Соотношение между переваримым белком в корме и сахарами должно находиться в пределах примерно 1:0,8. Особенно это важно для дойного стада. Вместе с тем в последние годы для оптимизации сахаро-белкового соотношения в кормах недостает 10 и более процентов сахаров от потребности.

Основные пути увеличения производства кормового сахара — уборка кормовых растений в ранние фазы развития, широкое использование консервантов при заготовке сочных кормов, уменьшающих потери сахара в сенаже и силосе. Кроме того, для получения высоких надоев на молочнотоварных фермах, где позволяют технические возможности, целесообразно использовать кормовые корнеплоды. Безусловно, их выращивание — высокозатратный процесс, себестоимость вдвое выше, чем зеленой массы кукурузы. Однако вследствие существенного повышения уровня усвояемости кормов при сбалансированном сахаро-белковом соотношении затраты на выращивание кормовых корнеплодов перекрываются в несколько раз дополнительно полученной продукцией. Тем более что по мере успехов в селекции кормовых корнеплодов возможности механизации их возделывания и уборки возрастают, а затраты адекватно снижаются.

Улучшение экономики молочной отрасли в условиях республики в большой мере связано с наличием высокопродуктивной пастбищной базы. Здесь заложены огромные резервы. При правильном подборе ботанической структуры травостоя пастбищный корм может быть полностью сбалансированным по всем питательным компонентам, включая белок, сахар и витамины. Кроме того, пастбище — наиболее эффективное место применения минеральных, в первую очередь азотных удобрений. Здесь 1 килограмм азота окупается 20 и более кормовыми единицами (в 2—3 раза выше, чем у зерновых культур), что позволяет получить около 20 килограммов молока. Затраченный на удобрения 1 рубль обеспечивает получение продукции почти на 10 рублей.

Таким образом, для дальнейшего наращивания производства рентабельного молока следует существенно откорректировать систему кормопроизводства. По неоднократно проведенным расчетам, в идеале в республике нужно иметь около 450 тыс. га посевов кукурузы на силос при урожайности 350—400 ц/га и около 1 млн. гектаров многолетних бобовых трав и бобово-злаковых смесей, а также не менее 500 тыс. гектаров бобово-злаковых однолетних трав (включая пожнивные). При этом валовой сбор зеленых кормов будет выше, чем в любой другой нынешней схеме кормопроизводства, а избыток полноценного переваримого белка в травах полностью покроет его дефицит в кукурузе (180 тыс. тонн). Исчезнет необходимость высокозатратного импорта больших масс белкового сырья.

С учетом поставленных задач по развитию молочной отрасли коренному пересмотру практики производства травяных кормов в республике альтернативы нет. «Всенародная любовь» к кукурузе ныне объясняется «леностью» ее технологии: вследствие крупномасштабной поддержки государства нет проблем с семенами, удобрениями и пестицидами, проводится одноразовая уборка. Никакого напряжения со стороны руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций не требуется. А работа с травами хлопотная. Нужно 2—3 раза косить, подсушивать, готовить сено и сенаж. Кому нужна эта головная боль? И никто не обращает внимания на то, что лишь одной трети затрат на производство неполноценных кормов из кукурузы достаточно для производства такого же количества полноценных кормов в травах. Если бы в основу молочного производства в сельхозпредприятиях была положена экономика, отношение к нему изменилось бы.

В нынешнем году повсеместно созданы хорошие условия для полного самообеспечения сельскохозяйственных организаций семенами клеверов и люцерны. Нужно самым ответственным образом отнестись к тому, чтобы обеспечить своевременную их уборку, заготовить семена в объеме полной потребности, включая страховой запас в размере не менее 20 процентов.

Леонид КУКРЕШ, академик НАН Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter