Нужен ли в Беларуси банк донорского молока?

Молоко храните в банке

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, кормление ребенка грудным молоком в первые четыре месяца после рождения на 20 — 70% снижает риск развития гастроэнтерита, целиакии, атопического дерматита и целого ряда инфекций. Да, это настоящий жизненный эликсир, только вот, увы, своему ребенку его может предложить не каждая мама. Что делать в таких случаях? Кормить смесью. Или попросить молоко у другого: в некоторых европейских странах, например, Италии, Дании, Швеции, искусственным заменителям предпочитают именно донорское молоко. Может, и нашим врачам стоит перенять зарубежный опыт?

Фото  teenytinytoddlers.com

Еще в 1980–х годах ВОЗ и ЮНИСЕФ отмечали: если нет возможности кормить ребенка молоком его биологической матери, первая альтернатива — человеческое молоко из других источников. Ими и являются донорские банки: сегодня только в США их более двадцати. К такой помощи обычно прибегают в экстренных случаях: например, после тяжелых родов мама находится в реанимации и не может кормить грудью. Или в первые дни после родов молоко по каким–то причинам просто не появилось. Как правило, донорское молоко показано детям с нарушениями метаболизма,  в послеоперационный период при пороках сердца, кишечника, при аллергии на молочные смеси, малышам, которые родились раньше срока. Прежде чем включать в рацион, «продукт» тщательно проверяют и потом отправляют на пастеризацию. Есть расхожее мнение: после такой процедуры теряются многие полезные вещества. Однако исследования российских врачей, да и мировые, показывают: на 100% сохраняются белок, жир, углеводы, олигосахариды, линолевая и другие полезнейшие кислоты, витамины A, D, E, B12. Остается 75% фолиевой кислоты, 65% витамина С, до 70% иммуноглобулина А, на 91% сохраняется общая антиоксидантная активность. Что еще нужно крохе?

Другой вопрос, всем ли детям показано донорское молоко. По словам заместителя директора по педиатрии Республиканского научно–практического центра «Мать и дитя» Елены Улезко, не всегда можно ответить на него утвердительно. Случается, врачи сталкиваются с так называемой иммунологической несовместимостью: если иммунитет крошки «не согласен» с подобным питанием, может появиться аллергия. ВИЧ, туберкулез, сифилис передаются в том числе и с грудным молоком, а значит, нужна тщательная проверка. Стоит ли рисковать, если на кону здоровье детей и даже их жизнь?

Фото  kak-eto-sdelano.livejournal.com

— Если нет возможности организовать вскармливание младенца грудью — ребенок, например, находится в реанимации, все усилия нужно направить на то, чтобы сохранить у матери лактацию, — Елена Альбертовна в очередной раз подчеркивает важность грудного вскармливания. — Задача врачей — объяснить, как это сделать, помочь. Но, увы, пока грудное молоко мы не можем сохранить: мама сцеживается и его приходится выливать. Поэтому нам сегодня близка идея создания индивидуального банка грудного молока: в РНПЦ «Мать и дитя» планируется реконструкция реанимационного отделения, мы выделим специальное помещение, поставим там морозильники, обеспечим матерей молокоотсосами. Экономически это может быть почти незатратно, и так мы станем еще на шаг ближе к диктуемым общемировым стандартам — ребенок должен питаться материнским молоком. Которое, кстати, даже в размороженном виде питательно и биологически ценно. К слову, среди мам в нашем центре провели анкетирование, его результаты показали: женщины предпочли бы кормить детей своим молоком, а не донорским. В общем, пока мы бы не хотели работать с донорским молоком, и при нехватке у матери собственного молока идем по пути замены его адаптивной смесью. Конечно, это крайний вариант. Но и он неплохой — смеси сейчас хорошего качества.

Штрихи к проблеме


Пять лет назад минчанка Марина Данилович родила дочку: малышка появилась на свет слишком рано и весила критически мало — всего 660 граммов. Врачи долго боролись за жизнь ребенка: девочку поместили в реанимацию, и лишь спустя почти два месяца мама смогла взять кроху на руки. Все это время Леру кормили смесью с помощью трубочки, идущей в желудок через нос. А Марине в первые дни после родов назначили таблетки для угасания лактации. Она вспоминает:

— В те дни я не могла думать ни о чем, кроме ребенка: ситуация была очень сложная, врачи не давали прогнозов. Уже потом я поняла — можно было бы сохранить молоко, сцеживаться, как делали другие мамы. Но тогда просто не было сил и времени изучить этот вопрос. Потом, когда малышку перевели из реанимации, я пыталась кормить грудью, понимая, что для такого ребенка материнское молоко особенно важно. Но восстановить лактацию было крайне сложно. Посоветовалась с врачами и пришла к выводу, что мой вариант — смесь. Проблемы начались позже — запоры, колики. До четырех лет дочка ела только молочные низколактозные смеси, а за ними приходилось ездить за границу. Если бы мне в самом начале предложили кормить ребенка донорским молоком, наверняка согласилась бы. Хотелось бы, чтобы у мам, оказавшихся в подобной ситуации, был выбор.

Фото  kak-eto-sdelano.livejournal.com

А как у них?


В России первый банк грудного донорского молока появился года три назад. Экспериментальный проект запустили на базе Национального научно–практического центра здоровья детей Российской академии медицинских наук: тогда перед врачами стояла цель помочь новорожденным, проходящим лечение и реабилитацию в отделении для недоношенных детей и неонатальных хирургических подразделениях Научного центра здоровья детей. А также надо было изучить, насколько эффективна и безопасна может быть такая структура. Еще до открытия банка специалисты провели опрос, в котором приняли участие 91 родитель и медработники. Как оказалось, 77% женщин стали бы донорами грудного молока, если бы своего было в избытке. Но далеко не все кормящие матери готовы были пользоваться услугами доноров. Банк все же рискнули открыть, и сегодня он довольно успешно работает: в небольшой комнате кормящие матери могут взять специальную емкость для молока, собрать его излишки и отдать сотруднику на бактериологическое тестирование. Как только все анализы выполнены, молоко отправляется на пастеризацию. Затем охлаждается, переливается в специальные стерильные пакеты и замораживается. В таком виде оно может храниться до полугода. Пока грудное молоко имеют право сдавать в банк лишь женщины, находящиеся в отделениях центра. Решает, можно ли включать его в рацион того или иного младенца, только врач. Да и мама имеет право отказаться от донорского молока и кормить малыша специальной смесью для детей с критически низкой массой тела.

КСТАТИ


Первый банк донорского грудного молока был создан в Вене в 1909 году при госпитале Святой Анны. В 1910 году такой же банк появился в Бостоне. В СССР в 1960 — 1970–х годах при детских поликлиниках работали «донорские пункты» для сбора излишков грудного молока у кормящих матерей: его выдавали мамам, которые не могли сами кормить младенцев в возрасте до одного месяца. Но контролировать качество такого молока было довольно трудно, поэтому постепенно эти учреждения исчезли.

ЦИФРЫ


Во Франции действуют 36 банков донорского грудного молока, в Италии — 30, в Швеции — 28, Финляндии — 17, Англии — 15, Германии — 13, Норвегии — 12, Венгрии — 8.

meleshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter