Генетический потенциал дойного стада не используется где-то на 60—70

Молоко и мясо выгодно. Но не всем

Ученые утверждают, генетический потенциал дойного стада оценивается примерно в 7,5—8 тысяч килограммов молока
Ученые утверждают, генетический потенциал дойного стада оценивается примерно в 7,5—8 тысяч килограммов молока. Но он используется где-то на 60—70 процентов. В прошлом году, например, от каждой коровы в среднем получено 4541 килограмм молока, на 12 килограммов меньше, чем в предыдущем.


Увеличение его валового производства на 2,1 процента получено за счет роста дойного стада. При таких темпах Республиканскую программу развития молочной отрасли на 2010—2015 годы в оставшееся время полностью выполнить практически невозможно.

За время ее реализации по многим позициям отрасль заметно продвинулась вперед. Построено около трехсот ферм, свыше 900 — реконструировано. Внедрены ресурсосберегающие технологии, улучшилось качество молока, возросли поставки молочной продукции на экспорт. Повысилась эффективность отрасли. Но продуктивность дойного стада и валовое производство молока далеки от возможностей. Почему?


Один из сдерживающих факторов увеличения генетического потенциала продуктивности — несоответствие условий содержания животныхихбиологическим особенностям. Требует улучшения качество кормов. Если хозяйства вышли на объемное обеспечение дойного стада фуражом, то качество по-прежнему требует улучшения. Остаются проблемы с формированием дойного стада. 

В результате уже который год пятитысячекилограммовый надой от коровы остается лишь заветной мечтой. В прошлом году, например, до него не хватило 459 килограммов. В предыдущем от каждой коровы получено в среднем 4570 килограммов молока, в 2012 году — 4712 килограммов, в 2011-м — 4524 килограмма, в 2010-м — 4642 килограмма, еще меньше, чем в предыдущем. За последние 7 лет самая высокая продуктивность дойного стада была в 2009 году — 4721 килограмм. 

По пять тысяч килограммов молока от ко-ровы несколько раз получали только сельхозпредприятия Минской и Гродненской областей. А остальные? Неужели они не могут прибавить? Могут, если подтянут аутсайдеров, улучшат качество кормов, будут придерживаться рекомендаций ученых. Там, где соблюдают технологические требования, как правило, высокие надои и привесы. Так, более шести тысяч килограммов молока от коровы получают в СПК «Нарутовичи» Березовского района, филиале «Луч» Березовского сыродельного комбината. В 2013-м и 2014 годах этот показатель превзошли хозяйства Брестского района. Прибавлять им к прошлогодним 6225 килограммам (плюс — 133 кг к 2013 году), Берестовицкому (6880 кг, плюс 123 кг) или Несвижскому (6872 кг, плюс 51 кг) гораздо сложнее, чем тем, кто замыкает республиканскую сводку. Только у 45 районов надои молока от коровы выше среднереспубликанского уровня. Основной резерв — те, кто до него не дотягивает. У лидеров возможностей прибавлять гораздо меньше.

Они работают на пределе. У ОАО «Витко-Агро» Слуцкого района, например, продуктивность коров 9208 килограммов, КСУП «Брилево» Гомельского – 9191, ОАО «СГЦ «Заречье» Рогачевского — 9179 килограммов, СПК «Лариновка» Оршанского районов — 8787 килограммов. А прошлогодний рекордсмен по продуктивности дойного стада — агрокомбинат «Снов» Несвижского района. От каждой коровы там получили 9544 килограмма, прибавив к предыдущему более чем полтонны. Нет должной отдачи от построенных молочно-товарных комплексов. За три года ни одна область не выполнила задание Республиканской программы развития молочной отрасли. Из-за недобора молока хозяйства теряют большие суммы денег. Один из примеров.

На долю животноводческой продукции приходится более 75 процентов выручки сельскохозяйственных организаций и почти 66 процентов — около 4 миллиардов долларов — аграрного экспорта (по данным 2013 года). В структуре стоимости продукции животноводства доля кормов составляет свыше 57 процентов. Не случайно во время прошлогодней майской рабочей поездки по Минской области Президент требовал улучшить качество заготовки фуража — одного из важнейших составляющих наращивания продуктивности. Если бы в 2013 году сельхозпредприятия использовали его с максимальной отдачей, то смогли бы дополнительно получить молока примерно на 6 триллионов рублей. А при экспорте продукции из него, по данным Минсельхозпрода, выручить полтора миллиарда долларов.

Главное аграрное ведомство страны уже не первый год предлагает придерживаться несколько другой, научно обоснованной структуры производства травяных кормов. Но на местах ее корректируют, жертвуя в первую очередь многолетними травами. Если прошлый год в этом плане можно считать переходным, близким к той структуре, которую спланировали в Минсельхозпроде, то в этом, требует Президент, придется придерживаться ее на сто процентов. Иначе и дальше будем топтаться на месте. За самовольство при нарушении структуры посевов травяных кормов последует соответствующий спрос.

Народные мудрости, что молоко у коровы на языке или как накормишь, так и надоишь, не опроверг еще никто. Запасы кормов на начало года были больше, чем на аналогичный период предыдущего. Это вселяет надежды на увеличение продуктивности. Ориентироваться нужно не только на прошлогодний уровень, но и на требование Республиканской программы развития молочной отрасли на 2010—2015 годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter