В Беларуси прошел XI Республиканский открытый конкурс исполнителей фортепианной музыки

Молодые пианисты начинают и побеждают

Музыкальные конкурсы в наши дни не ругает только ленивый. Мол, и бездуховные они, и коррумпированные, и поощряют голую технику в ущерб музыкальности.


Карина Воробей.

Но у нас справились с проблемой очень просто. Стали приглашать в жюри тех, кто кровно заинтересован в отборе лучших, и в результате конкурсы обрели смысл. Руководителям оперных театров стало проще пополнять резерв оперных звезд, продюсерам — находить перспективных музыкантов, педагогам консерваторий — подбирать достойных учеников.

Детско–юношеские конкурсы проходят незаметно для публики, но именно они закладывают фундамент будущих громких побед. На первый взгляд детских смотров сейчас масса. В Дрогичине — «Палескi агеньчык», в Гомеле — «Музыка надежды», в Лиде — «ЛьВенок», в Клецке — «Музычныя iскрынкi», в Новополоцке — «Музычная лiлея», в Бресте — Международный конкурс имени Рихтера. Я называю только те конкурсы, в которых участвуют пианисты. Ведь фортепиано в музыке — это как в спорте футбол: самый массовый и популярный вид музицирования. А наши пианисты — гордость страны, ее престиж на мировой арене.

Проблема в том, что упомянутые конкурсы недостаточно авторитетны. Их лауреаты не становятся автоматически стипендиатами президентского фонда по поддержке талантливой молодежи и не имеют права поступать в консерваторию без экзаменов. А конкурсы под эгидой Министерства культуры и академии музыки, дающие лауреатам такие права, недостаточно финансируются и годами отсутствуют в культурном календаре.

Поэтому прошедший после пятилетнего перерыва XI Республиканский открытый конкурс исполнителей фортепианной музыки — событие долгожданное и радостное для нашей культуры. Председатель жюри, заведующий кафедрой специального фортепиано Белорусской академии музыки Владимир Дулов не скрывает восторга по поводу того, как повысился за эти годы уровень молодых музыкантов. Его чувства разделяют и другие члены жюри — профессор Игорь Оловников, художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк, заслуженный деятель искусств Владимир Нехаенко.

Особенно порадовали студенты Гродненского музыкального колледжа Карина Воробей (лауреат 1-й степени, класс Елены Лебецкой) и Кирилл Ковко (лауреат 2-й степени, класс Брунона Термена), а также ученики Республиканской музыкальной гимназии–колледжа при Белорусской академии музыки Елена Науменко (лауреат 2-й степени, класс Евгении Горбуновой) и Антон Васюкович (лауреат 3-й степени, класс Ирины Семеняко). Все они настоящие виртуозы, у них прекрасно звучит рояль, есть музыкальность и вкус.

Были на конкурсе и другие таланты. Но кому–то не хватило уверенности на сцене, кто–то недоучил программу, а где–то и педагоги ошиблись, дав студенту, к примеру, балладу Шопена, для исполнения которой у 18–летнего человека не хватает духовного, человеческого опыта.

Так что же, праздновать победу? Да, но не совсем. Хоть этот конкурс и именуется открытым, в нем имеют право участвовать лишь студенты музыкальных колледжей. Причем каждый колледж, а их в стране 14, может направлять на смотр не более двух студентов. И остается лишь надеяться, что отбирают лучших.

По–настоящему открытым и свободным был Международный конкурс юных пианистов имени Ирины Цветаевой, который в последний раз проводился в 2008 году в Гродно. В нем имели право участвовать пианисты из всех стран и учебных заведений в возрасте до 20 лет. Отбор, как и везде в мире, производился по видеокассетам. И никаких лимитов на участие! Считаю, что в 2018 году цветаевский конкурс надо возродить. Это и будет нашей победой.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter