Молодость как урок

Корреспондент “НГ” выяснила, почему молодым специалистам иногда снова так хочется стать студентами. По данным Министерства образования, каждый год около 3—4 процентов выпускников вузов, которые должны отработать по месту распределения, к своему первому рабочему месту так и не прибывают. Кто-то идет в армию, кто-то продолжает учебу, а кто-то просто игнорирует действующие правила. О последних в прессе говорится больше всего: как долго “беглецов” искали и какую сумму, потраченную на обучение, заставили вернуть государству. А вот о молодых специалистах, добросовестно оттачивающих профессиональное мастерство на первом рабочем месте, сказано гораздо меньше. А им, это уж я точно знаю, порой приходится очень непросто. Взять хоть тех же учителей...

Так кушать хочется, что переночевать негде?
Первые две вещи, которые волнуют в наше прагматичное время любого выпускника и молодого специалиста, — где жить и какая будет зарплата. Уже после этого начинаются размышления на тему престижности места работы и популярности профессии. В отношении жилищной проблемы выпускнице столичного лингвистического университета Ольге Фенько, как она сама считает, с первым местом работы повезло. По распределению молодая учительница немецкого языка попала в деревню Удело Глубокского района Витебской области. Если учесть, что тут же находится и ее родной дом, то суть везения становится понятной: жилье снимать не нужно, в каких-то растратах могут помочь родители.
— Первая зарплата в 300 с небольшим тысяч рублей, конечно, озадачила, — улыбается Ольга. — Поэтому я просто порадовалась, что не работаю в чужом городе, где в эти деньги пришлось бы уместить расходы на крышу над головой и пропитание, да еще и на себя что-то оставить.
Однако такое распределение “по месту рождения” носит скорее исключительный характер: большинству выпускников приходится работать далеко от дома и рассчитывать на собственные силы. Как главный друг и советчик молодых специалистов, начальник отдела по делам молодежи Глубокского райисполкома Юрий Ломаченко согласился, что стать в одночасье самостоятельным — непросто. Поэтому, когда в Глубокое приезжают молодые специалисты из других районов и областей, им всячески стараются помочь материально: подыскивают жилье, поощряют. Подобным образом дело обстоит и в других райцентрах, чего не скажешь о столице, которая на праве мегаполиса и вожделенного места распределения для многих студентов диктует свои условия жизни.
Еще три месяца назад Сергей Р. искренне считал себя везунчиком: после окончания университета ему посчастливилось распределиться в столичную организацию и сразу получить зарплату в 700 тысяч рублей. Но на эти деньги пришлось снимать на пару с другом квартиру (по 300 тысяч с каждого), питаться и оплачивать счета, в общем, сводить концы с концами. Не имея потенциальной возможности в ближайшие лет 10 обзавестись собственным жильем, сейчас Сергей серьезно подумывает о том, чтобы малодушно жениться на девушке с минской пропиской или покинуть “растратную” столицу навсегда. Вот вам и везунчик.
Конкуренция: здоровая и не очень
Как показывает практика, даже когда первые материальные проблемы оказываются решенными, говорить о том, что молодой специалист прошел “посвящение” в профессиональную жизнь, рано. Как подтвердил начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Юрий Миксюк, для самореализации просто распределиться в организацию недостаточно. Важно иметь возможности для карьерного роста и не чувствовать себя лишним в новом коллективе. Например, одна молодая столичная преподавательница Наталья Абламейко сегодня посматривает на мучения своих совсем юных коллег с высоты имеющегося собственного опыта. Наталья уже второй год преподает английский язык студентам и справедливо замечает, что некоторые трудности нужно просто уметь перетерпеть.
— Это касается не только денежных проблем, но и банальной адаптации к новому коллективу, — размышляет моя собеседница. — Первые полгода я работала как на иголках: чего-то не знала, чего-то не умела, что-то боялась забыть. А уж как я засыпала над учебниками, пытаясь качественно подготовиться к занятиям со студентами, — это отдельный разговор.
Еще одной неожиданностью для многих новичков становится профессиональная конкуренция, которая активно развивается в коллективах, особенно если сталкиваются специалисты популярных профессий, которыми биржа труда просто перенасыщена. Мне, например, хорошо запомнилась история знакомой “математички”, которая в прошлом году пришла работать по распределению в столичную школу и готовилась к первому в жизни открытому уроку. Результатом трех бессонных ночей стал настоящий кукольный театр, в котором игрушки с помощью детей складывали-умножали настоящие конфеты, а молодая учительница рассказывала детям лично придуманные стихи про таблицу умножения. Однако вместо ожидаемого триумфа на педсовете ей пришлось выслушать холодное: “Спасибо за проявленное творчество, однако попросим впредь так далеко от рекомендованной методики не отходить”. С тех пор желание преподавать у моей знакомой отбило напрочь, и теперь она ждет не дождется, когда истекут ее законные два года распределения.
А вот наша героиня Ольга Фенько из Глубокского района на вопрос о наличии конкуренции в деревенской школе только улыбнулась:
— В этом плане сельским специалистам гораздо проще, чем городским, — убеждена Ольга. — Ни о какой профессиональной ревности у нас речь даже не идет: школа маленькая, на каждый предмет — по одному педагогу, поэтому конкуренции просто не на чем вырасти. Я бы сказала наоборот: когда в сельскую школу приходит молодой учитель, ему только радуются и всячески помогают.
Перекресток семи дорог
Тех же юных профессионалов, для которых конкуренция на первом рабочем месте становится просто невыносимой, после двух лет работы по распределению как волной смывает. Иногда из коллектива, а иногда вообще из профессии. К сожалению, точных цифр на этот счет нет, но сама жизнь подсказывает, что подобных случаев немало. Специалисты Министерства образования такой факт не отрицают, но делать из него проблему не спешат: естественная картина на рынке труда, которая всегда была и будет. Однако в районах с текучестью кадров все равно стараются бороться. Понятно, что задержать грамотного специалиста в большом городе проще, чем в деревне, но сделать это все равно можно.
— Мы периодически проводим локальные социальные исследования причин текучести кадров, среди молодых специалистов в том числе, — рассказал начальник отдела по делам молодежи Глубокского райисполкома Юрий Ломаченко. — Да, свою роль может сыграть как простое разочарование в профессии, так и неудовлетворенность условиями труда вкупе с отсутствием перспективы карьерного роста. Поэтому со своей стороны мы делаем все, чтобы заинтересовать прибывающих к нам выпускников вузов. С ними встречается руководство района, им помогают коллеги, мы обеспечиваем их жильем и всячески поощряем творческий рост.
Возможно, такая поддержка и делает свое дело. Например, Ольга Фенько еще не решила, как поступит через два года, но категорического желания уезжать из своей деревни у нее нет. Единственное, в чем девушка уверена: надо будет обязательно продолжить начатое образование. В отделе по делам молодежи райисполкома это стремление только поддерживают:плох тот солдат...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter