Молодое вино скиснет, если залить его в старые мехи

Главным достижением уходящего года во внешней политике нашего государства является нормализация отношений с европейскими институтами.
Главным достижением уходящего года во внешней политике нашего государства является нормализация отношений с европейскими институтами.

Процесс восстановления доверия к Беларуси со стороны европейских структур очевиден, считает министр иностранных дел Михаил Хвостов. По его словам, прочный фундамент для улучшения отношений нашей страны и Европы был заложен во время проведения президентских выборов. "Оценки международных наблюдателей, в том числе представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, вынесенные по итогам наблюдения за состоявшимися в сентябре выборами, позволяют рассчитывать на дальнейшее развитие конструктивного сотрудничества", - заявил в интервью корреспонденту "СБ" Михаил Хвостов, отметив при этом, что многое зависит от подходов со стороны самих европейских институтов. Беларуси уже удалось заметно улучшить отношения с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и Советом Европы, отметил глава внешнеполитического ведомства. Кроме того, начались переговоры о привлечении белорусских парламентариев к работе в рамках Парламентской ассамблеи НАТО. "Мы видим, что Североатлантический альянс меняет свои подходы к развитию сотрудничества с Россией, странами СНГ, и Беларусь не должна быть исключением", - подчеркнул Михаил Хвостов.

Естественно, уходящий год, особенно его постсентябрьский период, был примечателен не только в связи с состоявшимися выборами Президента в Беларуси. Первый год третьего тысячелетия стал непростым и в некоторой степени переломным для всего мирового сообщества, потрясенного новыми серьезными испытаниями и угрожающими вызовами, брошенными международными террористами.

Неудивительно, что тематика борьбы с терроризмом стала в последнее время доминирующей во всех мероприятиях и форумах, проводимых в региональном и международном масштабах. Не был исключением и состоявшийся недавно в Бухаресте Совет министров иностранных дел ОБСЕ, выступая на котором Михаил Хвостов заострил внимание на том, что эффективная борьба с терроризмом возможна только при условии объединения политической воли и ресурсов всех цивилизованных государств мира, вне зависимости от экономического и военного потенциала, культурных и религиозных особенностей каждого из них.

Сегодня действительно стало очевидно, что "всепоглощенный процессами глобализации" мир представляет собой "большую деревню" настолько, насколько дистанции и расстояния становятся короче, взаимозависимости - еще более жизненно важными, а всеобщая уязвимость - еще выше. Однако до исправно функционирующей "сельской общины" с одинаковыми правилами игры для всех и совместными действенными структурами сегодняшней "мировой деревне" еще очень далеко.

Обращает на себя внимание то, что некоторые западные политические деятели и сейчас не всегда адекватно и верно ориентируются в сложном ландшафте восточно- и центральноевропейской политики, где, роковым образом усиливая друг друга, сплелись проблемы перехода к рынку, разнобокий исторический опыт, объективный социальный кризис и местами этнические противоречия. Политика отдельных государств по-прежнему в немалой степени воспринимается через призму схематического противопоставления Востока и Запада, которое ни в коей мере не отражает непростой реальности нашего региона.

В какой-то степени 11 сентября покончило со многими самодовольными иллюзиями 90-х годов, среди которых, скажем, концепция того, будто глобализация экономики и Интернет постепенно вытеснят международную политику. Неожиданно после терактов в Америке Россия стала для США партнером в антитеррористической кампании, а Китай поставляет американцам разведывательные данные. Американо-индийские отношения стали ближе, несмотря на то, что Вашингтон отдал предпочтение базам в Пакистане в своей войне против талибов в Афганистане. Две страны, потерпевшие поражение во второй мировой войне - Германия и Япония, - отбросили прежние внутренние ограничения: немцы направили свои войска за пределы стран НАТО, а японцы развернули корабли в Индийском океане, вдали от родных вод. Любой из этих шагов трудно было представить еще полгода назад, хотя наблюдателей и аналитиков весьма насторожил резкий шаг Буша - выход из договоренностей по ПРО...

И все же складывается порой странное впечатление. К примеру, некоторые американские политики по прошествии трех месяцев после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне снова намерены сложившуюся в мире ситуацию максимально использовать исключительно для укрепления своих позиций на планете, особенно в отношениях с традиционными союзниками по НАТО, и для закрепления лидерства США в сформировавшейся под их руководством антитеррористической коалиции.

11 сентября 2001 года, пожалуй, не перевернуло мир с ног на голову, как это могло показаться некоторое время тому назад. Международное сообщество приняло вызов террористов, но, что печально, похоже, до конца так и не осознало необходимости построения совершенно новых отношений в рамках объединения цивилизованных государств. И не случайно белорусская сторона, обращаясь к ОБСЕ как единственной структуре, объединяющей все страны Европы, а также партнеров в Америке и Центральной Азии, призывает к переосмыслению и реформированию деятельности основных международных институтов.

Как же все-таки направить в нужное русло этот весьма противоречивый и запутанный клубок из сотрудничества, недопонимания и даже соперничества? Нельзя забывать, что речь идет об определяющих игроках на мировой арене - не о двух-трех и даже не о паре десятков стран. Наш мир составляют более 200 государств всевозможной величины и внутреннего состояния, которые в равной степени претендуют по меньшей мере на формальное равноправие.

Улучшить отношения с Европейским союзом как со структурой, которая сегодня определяет в целом политику и экономику на европейском континенте, - такую задачу ставит сегодня перед собой внешнеполитическое ведомство Беларуси. По мнению Михаила Хвостова, на процессе нормализации отношений нашей республики с ЕС самым непосредственным образом должна сказаться политика, проводимая нынешним руководством России. Те усилия, которые лично прилагает Владимир Путин для развития сотрудничества с государствами - членами Евросоюза, должны поспособствовать общему пониманию, что Беларусь - это неотъемлемая часть Европы, считает Михаил Хвостов. Он надеется, что в условиях более открытых отношений России с Европой положение нашей республики существенно улучшится.

Хотим мы того или нет, но цепочка мировых событий уходящего года отчетливо показала, что не только отношения государств между собой, но и международная система как таковая все же должна претерпеть изменения. Необходимо создание новых рамок для международных и региональных консультаций. А попытки залить молодое вино, появившееся в нынешнем году, в старые мехи ничего не дадут. Вино скиснет. Да и институты, созданные много лет назад для совершенно других целей, вряд ли приведут к успеху.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter