Мог стать айтишником, но выбрал профессию врача: студент‑медик Илья Ядевич накапливает опыт, помогая коллегам бороться с COVID‑19, и мечтает добиться успеха в своем деле

Молодо, но совсем не зелено

Он цитирует «Доктора Хауса», интеллектуально шутит и не оставляет ни один вопрос своего пациента без ответа. Шестикурсник БГМУ Илья ­Ядевич еще в ноябре сменил лекционный кабинет на инфекционный, а вместо делового костюма теперь носит противочумный. С фонендоскопом молодой человек не расстается, да и пульсоксиметр у него всегда под рукой — в разгар пандемии это незаменимые инструменты в арсенале любого медика. В крохотном перерыве между приемами и визитами Илья поделился с нами, как определился с профессией, почему каждый день в поликлинике считает уникальным и чему его научила работа в экстремальных условиях.

Образ папы

Строгий сосредоточенный взгляд карих глаз будто рентгеном просвечивает пациента: кажется, от молодого доктора 38‑й минской поликлиники не ускользнет ни одна деталь. Он, как Шерлок Холмс, умело выбирает самое важное из рассказа больного и в голове собирает пазл под названием «диагноз». Тут на помощь приходит логическое мышление, ювелирно отточенное еще в школе. О чем это я? Илья все расскажет сам:

— Я учился в профильном классе, где преподаватели делали из нас гениев физики и математики. Будущее у моих сверстников заранее распланировано: мы все мечтали поступить в ­БГУИР и стать айтишниками. Но в 11‑м классе внутри что‑то щелкнуло, почувствовал, что это не мое. Работая программистом, я не смог бы по‑настоящему быть полезным людям в высоком смысле этой фразы. Стал перебирать в голове варианты, и перед глазами возник образ папы — он у меня стоматолог в частном медцентре, я с детства восхищался его трудом, важным и педантичным. 
Не паниковать и следовать указаниям врача, тогда все будет хорошо.
 Илья не хотел романтизировать профессию врача, поэтому стремился побольше о ней узнать. Отец пошел навстречу: попросил знакомого медика провести для сына экскурсию в стационаре и поведать обо всех сложностях. Но парня ничего не напугало, наоборот, он вернулся домой с горящими глазами и уже принятым решением. Так ему открылся путь в медицину.

— Папа был рад, ведь у него появилось множество тем для разговора, — продолжает Илья. — Вот уже несколько лет все наши беседы заканчиваются обсуждением интересных клинических случаев. (Улыбается.) За время учебы и практики я понял: главное — не считать себя самым умным и не пытаться сделать все в одиночку. Опыт коллег бесценен, его нельзя почерпнуть в книгах. Любую болезнь нужно рассматривать с разных сторон и анализировать с учетом знаний других врачей. 

Универсальный боец

Илья с первого курса мечтал о карьере челюстно‑лицевого хирурга, но пандемия заставила погрузиться в профессию инфекциониста. Он совсем не расстроился, более того, уверен: сегодня не важно, какая у тебя специализация, главное — помочь людям. 

— Вообще, студент шестого курса — это как швейцарский нож: универсальный, уже неплохо подготовленный, но еще не «выгоревший». После работы у меня хватает сил открыть книги по внутренним болезням и освежить в памяти важные моменты. Знаю, что завтра придут пациенты и я должен их вылечить любым способом, — акцентирует парень.

Илья признается, что в 38‑й поликлинике к студентам относятся как к настоящим врачам. Ему доверяют самостоятельно вести инфекционный прием (после того как он хорошо проявил себя в паре с опытным коллегой), отправляют на визиты и включают в состав контактных бригад.

— Я сейчас живу одним днем: не знаю план работы на завтра, потому что все может измениться в один момент. Но классический рабочий день выглядит так: с 8:00 до 14:00 принимаю пациентов в поликлинике, а после окончания смены отправляюсь на визиты. Моя задача — не рутинно взять мазок или назначить рентген, а распознать заболевание. Большая часть пациентов приходит с температурой 38,5 °C и выше, кашлем, слабостью. Если во время осмотра слышу через фонендоскоп шумное дыхание и понимаю, что в легких скапливается жидкость, направляю на снимок. Там видны «матовые стекла»? Значит, это практически на 100 процентов вирусная пневмония, мазок беру только для подтверждения своих мыслей. Так как от COVID‑19 препаратов нет, лечение на амбулаторном этапе примерно одинаковое для всех: поддерживающая терапия для устранения симптомов, обильное питье и постельный режим. 

Без доверия никуда

«Вызовите мне другого доктора, этот какой‑то «свежий» — фраза, с которой ни разу не сталкивался Илья Ядевич. Хотя перед приходом в поликлинику ожидал услышать многое.

— Морально был готов, что к студенту будут относиться настороженно. Но, осмотрев огромное количество пациентов (около 30 человек в смену), негатива по поводу неопытности не слышал. Может, люди стали больше уважать и ценить врачей. Я бы даже сказал, что сейчас многие проявляют сознательность и адекватно оценивают свое самочувствие, — отмечает Илья. — Раньше пациенты просили назначить им все возможные анализы, даже те, которые вообще не нужны. А сейчас на вопрос, как себя чувствуете, слышу: «Мне грех жаловаться». Это приятно, ведь в таком случае фокус смещается на тех, кому реально нужна срочная помощь. Думаю, главное — не паниковать, а следовать указаниям врача и выполнять меры профилактики. С инфекциями мы встречаемся постоянно, но именно коронавирус воспитал в людях ответственность к своему здоровью. 

— А в вас COVID‑19 что воспитал? — предлагаю Илье порассуждать.

— Внимательность к деталям. Как там Доктор Хаус говорил: «Если вы слышите стук копыт, сначала думайте о лошади, а только потом — о зебре». А еще понял, что люблю свою работу: рад, что в такой сложный период я нужен и могу помочь. 

КСТАТИ

Беларусь находится на плато по заболеваемости COVID‑19: после праздников может быть постепенное снижение количества инфицированных. Об этом сообщил заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач Александр Тарасенко в интервью программе «Контуры» в эфире телеканала ОНТ.

Фото  БЕЛТА
— Конечно, рано об этом говорить, но я думаю, что мы уже вышли на стабильный уровень заболеваемости, и в зависимости от того, как пройдут праздничные дни — Новый год, Рождество, — можно будет говорить уже о постепенном снижении заболеваемости населения по всей стране. Минздрав сохраняет в силе антикоронавирусные рекомендации — соблюдение дистанции, минимизация контактов и посещения общественных мест, масочный режим. Определенная часть населения возражает и считает, что ношение масок неэффективно, хотя мы как раз считаем это эффективной мерой. Многие болеют в скрытой форме, поэтому, чтобы человек не являлся источником вируса для окружающих, требуется ношение маски.

По словам замминистра, в Беларуси вакцинация от коронавируса начнется не позже I квартала следующего года. 

— Конечно, мы ожидаем, что это будет раньше — первая декада января, как вариант. Но в I квартале, думаю, вакцинация точно начнется. Переговоры сейчас активно ведутся с Россией и не только. Планируется, что прививку от COVID‑19 получат не меньше людей, чем во время вакцинации против гриппа, а, возможно, и больше.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter