Фарсовые трюки, забавная игра случайностей, даже дурашливость — все это водевиль

Молодежный театр сообразил на троих

Это совсем не то, что вы подумали. Задумали «молодежники» короткие гастроли и разделились на три группы. Одни остались дома на своей главной площадке играть запланированные спектакли. Другие отправились в Польшу в Белосток на фестиваль «Восточное направление» с «Козьим островом». Третьи поехали в три русскоязычных города Литвы — Висагинас, Шальчининкай и Швенченис.
Сцена из спектакля «Козий остров».

Хорошо, что в театре большая труппа и много спектаклей. Все в работе, и выбор на все вкусы. Географическое разделение театра поддержала еще одна тройка — название спектакля «Любовь втроем». Он игрался в названных литовских городах. Им закончились гастроли в Вильнюсе на сцене Камерного театра. Все зрительные залы были заполнены почтенной семейной публикой среднего возраста. Легкомысленное название, возможно, привлекло для приобретения билетов, но содержание увиденного привело зрителей в восторг. Хотя, конечно же, комедия. Хотя, конечно же, незамысловатые истории. Хотя, конечно же, все держится на виртуозной игре актеров.

Премьера состоялась в 2005 году. Если же спектакль держится в репертуаре тринадцать лет и стабильно собирает зрительный зал, есть в этом всегда какая-то загадка. Разгадка — в определении жанра. Это водевиль. Два водевиля — французский и русский.

Сегодня каждый театр выдумывает жанр позаковырестей. Почему-то считается, что назвать спектакль водевилем и сыграть его по классическим правилам немодно. И напрасно. Жанр придумали французы еще в XV веке и позже открыли в Париже театр «Водевиль». Легкость и гибкость жанра сразу же полюбились. Это небольшие комедийные пьесы, построенные на занимательной, почти детективной интриге, иногда на анекдоте. Обязательно с музыкой, танцами, песенными куплетами на знакомые популярные мотивы, что заставляет публику подпевать артистам. Водевилю свойственны фарсовые трюки, забавная игра случайностей, даже дурашливость. Все это есть в работе артистов Молодежного театра, которые работают для демократического зрителя, того, кто оценит остроумную шутку, предприимчивость, семейные добродетели и неожиданность развязки.

До России водевиль добрался только к XIX веку. Даже сам Александр Герцен, революционер и философ, приветствовал страсть людей к шутке, каламбуру и считал водевиль любимым театральным жанром. Герцен попробовал писать водевили для актерских бенефисов и, как утверждали очевидцы, очень в этом преуспел.

Вот и наша знаменитая «Павлинка» может считаться водевилем. Одним словом, два часа сценического времени артисты всегда купаются в юморе и щедро делятся им с публикой.

Марина Блинова, Сергей ШаранговиЧ и Константин Михаленко в постановке «Любовь втроем». 
фото:bgmteatr.by

Долгий рассказ о водевиле необходим для того, чтобы понять, что традиционный бесхитростный сюжет о муже, жене и любовнике может быть пошлым и «невкусным». Чего стоит одно название «Любовь втроем». В Молодежном театре все по-другому. Трое исполнителей — Марина Блинова, Сергей Шарангович и Константин Михаленко — в спектакле заняты не столько личными взаимоотношениями героев, сколько игрой в любовь, распутыванием веселой путаницы и узнаваемых денежных отношений. История явно тянет на легкий детектив во французском стиле. На первый план выходят актерская импровизация и контакт со зрительным залом. Актеры легко делают публику своими единомышленниками. Не столь важно кому сочувствовать — неудачному любовнику, которого играет Михаленко, или ревнивому мужу в исполнении Шаранговича. И любовник вроде как не любовник, а воздыхатель. Он больше дразнит верного мужа. А муж хотя и ревнует жену, но готов с соперником поговорить, руку пожать, даже рюмочку выпить.

Поскольку зрительская аудитория этого спектакля в основном женская, дамские капризы и страдания ей хорошо знакомы. Потому героиня Марины Блиновой легко завоевывает симпатии публики. Дама она красивая и неглупая.

Сегодня все отечественные театры слышат упреки в пристрастии к комедиям и легковесному репертуару. На деле это стремление угодить ожиданиям зрителей, уставших от проблем и негатива. Только бы не было пошлости и низменных страстей. Хороший коллектив этого никогда не допустит. Молодежный театр успешно доказывает это своей талантливой работой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter