Молодежный драйв

Были открытия. Были разочарования. И было очень интересно

Были открытия. Были разочарования. И было очень интересно

Чтобы собрать большую молодежную тусовку на целую неделю, да еще без заводной музыки, хип-хопа, попсы, клубных и радикальных выбросов, нужно что-то эдакое. Могилевский театр гудел от разноречивых чувств и настроений. Говорят, чтобы праздник удался, необходим небольшой скандальчик. Но все было на удивление пристойно, потому что соревновались представители самого элитного из искусств — театрального. Организаторы фестиваля «Март-контакт» решили ударить по умам и настроениям классикой и заодно проверить, может ли она восприниматься не как музейный экспонат, а как вечный собеседник и хороший, надежный учитель.

Нужна ли сегодня молодежи классика и каким должен быть спектакль, чтобы заинтересовал, поразил и чему-то научил молодой ум? Этот вопрос постоянно стоял в центре внимания фестиваля. Его серьезная программа из 17 спектаклей из 9 стран была в основном новинкой для могилевских зрителей. Однако критики и солидное жюри хорошо знали и литературные произведения, и театры разных стран, и современных режиссеров, что позволяло им рассматривать каждую представленную работу на широком фоне театральной жизни. Были открытия. Были разочарования. И было очень интересно.

У фестиваля был явный «литовский акцент». Режиссура Литвы сегодня лидирует в театральном мире, и устроители феста хотели показать могилевской публике ее лучшие образцы. Два из них вышли в число победителей. Вильнюсский спектакль «Мистрас» режиссера Римаса Туминаса завоевал Гран-при, а спектакль хозяев феста — могилевчан получил главные награды в двух номинациях: за лучшую режиссуру — постановщик Саулюс Варнас и за актерскую работу — Елена Кривонос. Невозможно удерживаться от восхищения этими спектаклями.

Работающий первый сезон в Могилеве Варнас задал очень высокую планку молодому коллективу. Он показал, как можно современным языком чувств, мистики, сновидений и их философского осмысления рассказать совсем по-новому вечную историю любви и ее предательства, искренности и корысти. Спектакль наполнен странными, небытовыми предметами, магическим шармом исполнителей, тонкой фоносферой и таинственностью, которая гипнотизирует зрителей.

Фестиваль открывался спектаклем Национального академического театра имени М. Горького «Оракул?..». Пьеса А. Макаенка «Затюканный апостол» получила новое современное прочтение в режиссуре Бориса Луценко, а молодой актер Владимир Глотов получил высшую награду в номинации «Лучшая мужская роль». Еще одну награду увезли в Минск: за удачный дебют Артема Куреня в роли Данилки в спектакле РТБД «Раскиданное гнездо».

В общей сложности четыре полноценных спектакля и два внеконкурсных были представлены отечественными театрами. Шесть спектаклей приехали из России. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга это были коллективы Владимира, Вологды, Нижнего Новгорода, Твери. Как восторг, так и полное неприятие вызвал спектакль питерцев «Преступление и наказание», сделанный в жанре комедии на основе этюдов актерского курса художественного руководителя «Небольшого драматического театра» Льва Эренбурга. Так ли видел свой одноименный роман Федор Михайлович Достоевский, как знать. Переполненный зрительный зал, однозначно, с огромным удовольствием принял такую трактовку.

Удачей фестиваля оказался и мощный спектакль Тверского театра юного зрителя «Фауст. Первый опыт». Замахнулись на главный труд жизни великого Иоганна Вольфганга Гете, роман, который и дочитать-то невозможно. Театр предложил свою яркую работу с большим количеством действующих лиц и главными исполнителями, которые меняются местами.

Львовский духовный театр «Воскресение» гремел музыкой, полыхал огнями и фейерверками на Советской площади Могилева. Болгарские актеры играли свой спектакль о сиамских близнецах в ванной, заполненной пеной. Польский артист провел время в песочнице. Во владимирском «Короле Лире» без конца бросались камнями, сыпали землю в подолы юбок, смотрели сквозь закопченные стекла на солнце. То, что думают о Дне святого Валентина, рассказали языком танцевального перформанса замечательные девочки, руководимые нашей актрисой и хореографом Ольгой Скворцовой. Одним словом, новых форм было в избытке. Кто-то благожелательно выслушал критику на ежедневных обсуждениях увиденного. Некоторые режиссеры оскорблялись и шли в бой за свое детище. На таком молодом фестивале не соскучишься.

Председатель жюри народная артистка СССР Ада Роговцева подвела итог: «Я работала на многих фестивалях. Такого яркого, озорного праздника, такого сердечного приема и такого мудрого жюри из разных стран что-то не припомню».

На снимке: сцена из спектакля «Преступление и наказание».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.13
Загрузка...
Новости