Бенефис Ольги Клебанович в премьерном спектакле "Круг любви" Сомерсета Моэма

Молодая душа

Интеллектуальна и умна в актерской профессии. Темпераментна в ней и женственна. Ею одержима и ведома полвека... Сотня сценических характеров Ольги Клебанович, народной артистки, ведущего мастера сцены в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького, — от простушек и деревенских баб, так называемых женщин из народа, до леди — глубоки, психологичны, непредсказуемы. Партитуры ее ролей построены так виртуозно, что создается иллюзия предельно легкого существования актрисы в образах, дескать, все как в жизни. Потому и восхищают зрителей. И, конечно, коллег, способных радоваться чужому успеху. С ними и друзьями она предельно щедра в своей искренности и открытости, с другими — сдержанно тактична и мудра. Еще Ольга Михайловна заботливая мать и нежная бабушка, не отягощающая ни выросших детей, ни внуков своим жизненным опытом... Об этой талантливой актрисе и ее драматичной судьбе журналисты писали много. И фильмы снимали. Потому что она — личность.

Ольга Клебанович (Китти) и Александр Ткаченок (Портес)  в спектакле «Круг любви»
Ольга Клебанович (Китти) и Александр Ткаченок (Портес) в спектакле «Круг любви». Фото Дарьи Андреевой

Завтра Ольга Клебанович выйдет на сцену в премьерном спектакле–бенефисе «Круг любви» Сомерсета Моэма в режиссуре Модеста Абрамова. И, как сама выразилась, этот бенефисный спектакль–праздник — ее подарок театру, зрителям и друзьям.

Она давно уж пришла к выводу: чувства не умирают. Как и вечная весна, они возрождаются вновь после зимней спячки. И в любом возрасте дарят надежду на обновление. Не важно, сколько тобою прожито лет. Проживая, говорит, бесконечно повторяющееся движение жизни с ее биоритмами, год за годом, юбилей за юбилеем, я, чувствуя это обновление, с удовольствием повторяю: душа моя молода...

— Возможно, поэтому, Ольга Михайловна, вы и выбрали для бенефиса роль экстравагантной леди Китти в пьесе Моэма, этого блистательного знатока человеческих душ?

— Не только. Хотя эта мысль в спектакле прослеживается и выпукло звучит в финале, когда леди Китти вдруг ощущает, что ее чувства к лорду Портесу никуда не исчезли. Кстати, моя огромная благодарность Александру Ткаченку, моему партнеру и большому другу, который прекрасно работает в этой роли. Определяющим же в выборе пьесы было мое желание попробовать себя в новом качестве — в жанре гротеска. Моэм — замечательный драматург. Мне нравятся его диалоги, ирония и юмор, игра ума, неординарные персонажи. «Круг любви» — интеллектуальное омовение для публики и встряска для ее чувств. И моих в том числе.

— Похоже, многие спектакли с вашим участием на то и рассчитаны?

— А как иначе? Иногда, даже в молодости, в силу разных причин нам кажется: все чувства умерли. И пустота в душе. И пушкинское: откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро» — всего лишь чужой, хотя и гения, опыт. Может, кому–то совет, который Пушкин дает Сальери устами Моцарта, и помогает. Мне же тонус возвращает театр. Напряженная, даже выматывающая репетиция, хочешь того или нет, заполнит душевное пространство... Настроение, смотришь, улучшается. И публику, повторюсь, встряхнет хороший спектакль. Если я проживаю роль с отдачей, а не изображаю характер, зритель независимо от биоритмов начнет сопереживать моей Эсфири («Эсфирь» Л.Улицкой, реж. В.Еренькова. — Прим. ред.), смеяться вместе с Ханумой («Проделки Ханумы» А.Цагарели, реж. С.Ковальчик. — Прим. ред.) и плакать, когда Васса («Васса» М.Горького, реж. М.Абрамов. — Прим. ред.) кается в своих грехах... Был у меня как–то забавный случай. Однажды, когда мы, отыграв «Вассу», вышли на поклон, один из почитателей поднялся на сцену и, вообразите, подарил мне Библию. Вот такая правда чувств получается, что люди начинают даже путать, где я, а где моя героиня...

— Как–то вы сказали, что Эсфирь — одна из любимых ваших ролей. Почему?

— Моя Эсфирь — разная. Там такие глубины... А я очень люблю туда проникать, открывать для себя новые грани характера... Вообще–то, о чем уже не раз говорила, мне в профессии повезло: все роли, от алкоголичек («Звезды на утреннем небе». — Авт.) до королев, которые я играла, любимые. Впрочем, как и с режиссерами тоже повезло. Вот теперь в мою жизнь благодаря Модесту Абрамову ворвалась Китти, светская дама, приехавшая навестить сына и мужа, от которого 30 лет назад сбежала с его лучшим другом. Увидите, как она меняет маски, эпатируя окружающих. И как на мгновение становится самой собой, матерью, которая вдруг понимает, что увлекшаяся другом сына невестка может повторить ее путь. В этом мне помогают экстравагантные костюмы от талантливого художника Татьяны Лисавенко.

— Вам не кажется, что дамы, молодые и постарше, посмотрев спектакль, вдруг захотят такой же всепоглощающей страсти, которую испытала ваша героиня, и сбегут от мужей или будут сожалеть о том, что когда–то не сбежали?

— Не думаю. Скорее, наоборот. Познакомившись с моей леди Китти, увидят в своих избранниках все лучшее, что их объединило в начале совместной жизни. Ведь в каждой женщине заложена мечта об одном–единственном... И потом, когда на сцене Иван Мацкевич — Чэмпион с его легкой самоиронией, полуулыбкой и манерами джентльмена, у которого еще есть и Джордж, типично английский слуга с нетипичной местной хитринкой в глазах в исполнении Александра Брухацкого, трудно поверить, что можно сбежать от такого мужа.

— В одном из интервью нашей газете вы рассказывали о своем детском сне, в котором на вас опустилась огромная звезда с небес, окутала прохладным сиянием, а потом подняла над землей. Не кажется ли вам, что судьба обрекла вас на служение театру, на успех?

— Вы сами ответили на этот вопрос. Спасибо.

belarus.mag@mail.ru

Советская Белоруссия № 64 (24694). Суббота, 4 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter