Молод специалист, да дорог!

Молодой специалист, придя на работу, год-другой ходит в подмастерьях. В мастеров за эти пару лет вырастают единицы...

Молодой специалист, придя на работу, год-другой ходит в подмастерьях. В мастеров за эти пару лет вырастают единицы. Большинству то опыта не хватает, то их идеи идут вразрез с производством, а то просто новички у начальства на плохом счету. Как выстроить свою технологию карьеры, выясняла корреспондент «Рэспублiкi».

Минимальным набором организаторских способностей Сергей Новиков выделялся еще в школе. Подговорить товарищей прогулять химию или труд может далеко не каждый. Не каждый сможет собрать футбольную команду своего района. У него это получалось. Со временем задачи изменились, и с ними надо было учиться справляться.

Окончив Белорусский государственный технологический университет, вчерашний студент свою карьеру начал главным инженером Пуховичского лесхоза и за восемь лет вырос до работника аппарата Совета Министров Республики Беларусь, получил второй разряд государственного служащего. Успехом свои достижения не считает. Говорит, делает то, что нравится. Хотя есть у него один секрет: совершенствование.

— В свое время я научился хорошо пользоваться компьютерами. То же самое и со знаниями, образованием, технологиями. Всему надо учиться. Лидерству — тоже. Тем более если в твоем подчинении находятся люди. Тут одной интуицией не обойдешься.

Сегодня Сергей Викторович — студент Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Это главный и чуть ли не единственный путь к грамотному лидерству и управлению в нашей стране.

Молодежь    это   не   проблема,  а   ее   решение

В Беларуси сегодня большое внимание уделяется развитию и продвижению молодежи на должности руководителей. Действует Указ Президента РБ № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций», реализуется программа «Молодежь Беларуси», принятая на 2006—2010 годы. В ее рамках идет формирование перспективного кадрового резерва из числа учащейся молодежи и молодых специалистов, создается целая система работы с ними. В этом направлении трудятся и республиканские органы управления, и местные исполнительные и распорядительные органы, и Академия управления при Президенте РБ.

— Получение высшего образования не дает возможности в полной мере обеспечить карьерный рост, — рассказывает проректор академии по учебно-воспитательной работе доктор педагогических наук Татьяна Печенева. — Вполне возможно, что у молодых специалистов еще не сформированы какие-то качества или недостает управленческих знаний. Специальных дисциплин в вузах, которые бы стимулировали способных ребят, нет. Вот мы и решили на базе академии создать школу молодого лидера.

Изначально проект был нацелен только на студентов академии. Но оказался востребованным и интересным и для других вузов. За три года существования школы обучение в ней прошли около трехсот студентов столичных высших учебных заведений. По окончании ребята получают сертификаты. Бесспорно, их нельзя сравнить с вузовскими дипломами. Но наличие такого документа демонстрирует будущему работодателю наличие соответствующих знаний и навыков.

Самое главное — это итог проекта. Студенты в группах по интересам разрабатывают социально ориентированные программы. Преподаватели же в свою очередь через всю школу стараются пронести теорию общественного служения, показать ребятам, что они действительно нужны, что молодежь – это не проблема, а ее решение. Что они умны, креативны, востребованы, полны желаний действовать, и их идей ждут. Очень интересные проекты, связанные с благоустройством города, здравоохранением, с организацией ухода за пожилыми людьми, студенты презентовали по три-четыре дня. На их презентации были приглашены ответственные работники соответствующих министерств и ведомств, но, к большому огорчению и преподавателей, и студентов, никто из гостей не пришел.

Выработка у молодежи лидерских качеств — проблема, которой занимаются во многих государствах. В Беларуси тоже есть определенные успехи в этом направлении. В этом году совместно с Минским городским исполнительным комитетом прошел проект «Минская весна. Лидер-2008», в ходе которого был отобран резерв из восьмидесяти юношей и девушек. Для них на протяжении трех дней организовали специальный лагерь, а затем лучшие дублеры работали над созданием проектов, отдельные из которых приняты к реализации. Эта традиция будет продолжена.

Говоря о белорусской академии в целом, следует заметить, что она ведет огромную методическую работу в направлении развития лидерских качеств. И не только по собственной инициативе, об этом просят различные вузы и предприятия. В эти дни по просьбе ОАО «АСБ «Беларусбанк» в школе идет подготовка к идеологическому семинару.

Лидерами  не   рождаются…

Кроме традиционного академического способа, есть и другой метод выработки и развития лидерских качеств у молодежи. Более доступный и простой. На рекламных досках полно объявлений о наборах на курсы и тренинги по развитию личности. Слушателем может стать едва ли не каждый. Проблема лишь в том, что такие программы больше ориентированы на развитие индивидуальных качеств, что широко распространено на Западе, но немного отличается от славянской традиции служения обществу. Хотя многие технологии, претерпевшие изменения, прижились и на белорусской земле. 

 В Гомеле, к примеру, уже пять лет действует широкомасштабная международная студенческая программа SIFE (Students In Free Enterprise). Благодаря ей молодежь имеет возможность реализовать самостоятельные, творческие, инновационные проекты. В рамках осуществления этого проекта появилась и школа лидеров и карьерного роста – центр бизнес-образования (ЦБО). Деятельность ведется по секторам, объединяющим работу по одной тематике. Первоначально центр состоял из семи инициативных студентов. Сейчас их уже около семидесяти! Занятия проводят психологи, бизнесмены в форме тренингов, лекций-бесед, ролевых игр. На место будущей работы «учащиеся» придут подготовленными, пройдя путь от создания своего проекта до его воплощения. Они смогут и в команде специалистов не потеряться, занять достойное место среди коллег.

По словам руководителя и основателя ЦБО кандидата экономических наук Ирины Трусевич, главное, чтобы у молодого поколения была своя активная позиция и хороший наставник, а хорошим лидером и руководителем стать можно. «В молодежь верить надо и помогать ей», — подчеркнула Ирина Владимировна. А молодым надо помнить: чтобы сменить деревянный стул менеджера на кожаное кресло руководителя, нужно трудиться над собой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter