Молочный бизнес

За последний год в Беларуси количество коров у населения уменьшилось с 410 тысяч до 362,5 тысячи голов и составляет 24 процента от всего поголовья буренок в стране, хотя еще пять лет назад их в личных подворьях сельчан насчитывалось 577 тысяч. По мнению заместителя начальника главного управления интенсификации животноводства и продовольствия Минсельхозпрода Федора Ковалева, сокращение поголовья коров в личных хозяйствах происходит главным образом по причине старения сельского населения.

Это отразилось и на закупках молока у населения. Если раньше их удельный вес в общих поставках молока на переработку составлял 20, то нынче — 12 процентов. За семь месяцев нынешнего года у частных лиц закуплено 313,6 тысячи тонн молока, что составляет 89 процентов к уровню 2005 года.

Благостной картину не назовешь, но ситуация у нас и не такая удручающая как, скажем, у восточных соседей. Например, в Псковской области, едва ли не равной по территории Беларуси, в общественном секторе насчитывается всего 45 тысяч коров, в то время как на одной только Брестчине в личном пользовании имеется 75 тысяч буренок. В Саратовской области удельный вес закупок молока у населения не превышает 7 процентов от общего объема производства. А все потому, как пояснил Федор Ковалев, что в России молокосдатчики не имеют той поддержки, которая практикуется в нашей стране. В Беларуси сельчане, выращивающие и сдающие государству животноводческую продукцию, обеспечиваются сеном и зерном, нет у них проблем с выпасом животных, хорошо организован сбор того же молока. Поэтому, несмотря на значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота в частном секторе, молокосдатчики тем не менее не перевелись и по-прежнему играют существенную роль в производстве молока в республике. А все потому, что сдача молока государству становится выгодным бизнесом на селе. В этом убедились корреспонденты “НГ”, изучив ситуацию в нескольких регионах страны.

Мини-ферма Ирины Насанович
Негативная демографическая тенденция среди сельского населения Любанского района Минской области сказалась на поголовье крупного рогатого скота на личных подворьях. В 1999 году тех же коров здесь насчитывалось 7160, а сейчас всего 4317. Но вот парадокс: из года в год молока у населения закупалось больше. Если семь лет назад сельчане продали 5713 тонн молока, то в 2005 году — 9577 тонн. Динамика получается обратно пропорциональная. Почему?
— Тому есть несколько причин, — объясняет председатель Любанского районного Совета депутатов Михаил Белькевич. — Во-первых, районные власти, взяв под свой контроль эту работу, организационно наладили сбор молока у населения. Раньше, бывало, молокосборщики в небольшие или дальние деревушки попросту не доезжали. Во-вторых, когда была существенно увеличена закупочная цена, люди перестали лить молоко свиньям да и на рынок многие перестали его возить, резонно посчитав, что сдавать государству теперь выгоднее. В-третьих, деньги выплачиваются регулярно, каждую декаду. А 70—100 тысяч рублей в месяц (такой доход дает одна корова) очень даже неплохая прибавка к семейному бюджету, особенно для пенсионеров.
Михаил Белькевич не без гордости заметил, что район в области по валу молока идет на втором месте после Слутчины. А еще на Любанщине живет самая знатная в стране молокосдатчица, которая в прошлом году от восьми своих буренок продала государству без малого 40 тонн молока. Грех было не заехать к такой удачливой хозяйке.
...В деревню Коммуна Ирина Насанович приехала вместе с мужем-агрономом, которого направили в колхоз “БВО”, здесь же в зоотехнии устроилась и сама. Когда попала под сокращение, пришлось молокосборщицей стать. Работа так себе, потому и задумалась: что делать дальше? Одна корова, подаренная отцом Ирины, чтобы внучки всегда были с молочком, семейный бюджет не выручала. И тогда Насановичи решили прикупить вторую буренку, затем еще одну, потом приплюсовали две... Домашнее стадо постепенно разрасталось.
Поскольку муж Ирины Викторовны работает (сейчас — учителем в школе), то содержание мини-фермы легло на ее плечи. Поначалу, когда приходилось доить коров вручную, приходилось тяжело. Но со временем Насановичи обзавелись техникой, купили доильные аппараты и стало легче. Поэтому они решили, что могут позволить себе еще прикупить дойных коров, коих у них теперь 11 голов. Будет ли больше? Ирина Викторовна затрудняется сказать, хотя вопрос с кормами решен. В прошлом году она даже 12 тонн сена второго укоса продала. Откуда столько кормов? Во-первых, Насановичи взяли в аренду 6 гектаров земли, где высевают траву, во-вторых, за сданных телят получают сено и зерно. Последнего вышло аж пять тонн, что не под силу съесть даже всем коровам, поэтому чета Насановичей взяла на откорм еще 26 поросят.
Вообще, как признался муж Ирины Викторовны Василий Аркадьевич, они держали всякую живность, кроме страусов. И в итоге пришли к мнению, что выгоднее всего иметь коров. Даже при сравнительно невысокой закупочной цене молока, а сдают Насановичи его сегодня по 145 литров в сутки (с начала года государству продано 42 тонны), доход получается приличный — более двух миллионов рублей в месяц.
Кстати, несмотря на наличие в домашнем хозяйстве трактора, автомобиля, Ирина Викторовна недавно купила коня. Техника, как она говорит, может сломаться, а корма, тем же свиньям, каждый день возить нужно. И не нужно рассчитывать на помощников, сама запрягла, сама и привезла. Ирина Викторовна по-деловому подходит к организации своего усадебного хозяйства. И прежде чем принять какое-то решение, тщательно все просчитывает. Сейчас официальный статус Ирины Насанович — безработная, но стать фермершей она не спешит, опасается, что налоги “задавят”. Но не против того, чтобы молочный бизнес стал семейным. Если старшая дочь Наташа осела со своей семьей в Солигорске, то младшая — Катя учится в Слуцком колледже пищевой промышленности.
Не знаю, то ли люди в Коммуне такие работящие, то ли кого-то из сельчан пример Ирины Насанович вдохновил, но по одной корове здесь держат самые немощные, остальные — по две, три и даже четыре буренки имеют. Недаром Коммунаровский сельсовет по общему валу сданного молока значится в лидерах на Любанщине.
— В Коммуне, хотя она и не самая большая из 10 наших деревень, на личных подворьях значится более 300 коров, — говорит председатель Коммунаровского сельсовета Григорий Лаворчик. — А есть деревни, например Заберезеница, где 21 двор — и ни одной буренки. Правда, ее жители — люди преклонного возраста, которым тяжело содержать коров. А иметь их, по своему опыту знаю, выгодно. И многие у нас это уже поняли.

Легко ли прокормить кормилицу

В “прошлой”, городской жизни, супруги Песецкие были брестчанами. Работали на чулочном комбинате, на троих с маленьким Ромкой имели комнатенку в общежитии. В перспективе виделось свое жилье. Однако с развалом Союза, повлекшим за собой известные последствия, надеяться стало не на что, и глава семейства Виктор, парень крестьянский, уговорил свою Наталью переехать к нему на родину, в деревню Стайки Ивацевичского района.

Поселились в родительской хате. Одна проблема была решена. Встала другая — чем на жизнь зарабатывать? Много всяких занятий Виктор перепробовал, пока не нашел дело по душе. Четыре года назад продав старенький “БМВ”, купил три коровы — в хлеву замычало стадо в четыре головы. Стали сдавать молоко в колхоз. Пошел доход. Сегодня в хозяйстве Песецких девять буренок, доят из них семь.
— Ежедневно сдаем по 60—70 литров молока, — рассказывает Наталья. — До миллиона рублей в месяц получаем. На жизнь, в общем, хватает.
— Но это ведь труд какой! И пасти, и доить, и сено заготавливать — ни выходных тебе, ни праздников. Не пожалели, что в деревню переехали?
— Втянулись. К тому же работать на себя, а не “на дядю” гораздо приятнее. Да и ребята помогают.
Восьмикласснику Артуру отец косу пока не доверяет, а вот из 17-летнего Романа косарь уже получился заправский. Сена с колхозной делянки да того, что СПК “Новые Стайки” за сданных в хозяйство телят выделяет, на зиму хватает с лихвой. За сараем 20 соток кормовой свеклы посадили.
43-летний хозяин подворья, полный энергии и до сих пор не охладевший к своей животноводческой затее, на достигнутом останавливаться не собирается. Наташа же, которой много времени приходится уделять еще и двухлетней дочурке Полиночке, мечтает об отдельном доме: многодетной семье положен
льготный кредит, на получение которого уже оформляются документы. Жизнь на селе вовсе не безнадежна и совсем не бесперспективна — всего только не нужно быть лежебокой и работать с душой, уверены Песецкие.
— Корова для крестьянина — огромное подспорье. Кому — к пенсии, а кто-то за счет продажи молока живет. И последних, по моим наблюдениям, процентов 30—35, — отмечает председатель Ивацевичского райсельхозпрода Андрей Писарик. — У населения в районе более 4 тысяч коров. Ежедневно частный сектор по 30 тонн молока сдает, к выходным, правда, поменьше — дети, внуки в деревню наезжают. А в общем-то народ в этом деле заинтересован, и если где-то вдруг какие сбои с приемкой, сразу же мне звонят.
Принимают молоко и хозяйства, и унитарные предприятия при сельсоветах. Куда сдавать — разницы нет: и цена одинакова, и регулярность расчета. Здесь народ по территориальному принципу ориентируется: куда кому доставлять ближе. И с заготовкой сена, утверждает Андрей Николаевич, в хозяйствах дело отлажено (благо нынче в регионе травы не подкачали): в некоторых за сданного теленка или за обработку колхозной кормовой свеклы 2 тонны скошенного и спрессованного душистого корма прямо к дому доставят, в других — надел травы дадут и косилку предоставят бесплатно.
А если животное не сдавал и “бураки” не возделывал? И в этом случае участок выделяется: хочешь — коси собственными силами бесплатно, хочешь — заплати за косилку тысяч до 45. Впрочем, в родном СПК можно купить и готовое сено.
На сегодняшний день Ивацевичский район — третий на Брестчине по сдаче молока от частной буренки, сообщил главный специалист облсельхозпрода Анатолий Комар. Среднегодовой показатель по области за последние годы вырос с 700 и 900 кг до 1,5 тонны, да и нынче продолжает идти вверх. Резкий подъем активности произошел в позапрошлом году, когда после вмешательства Президента страны молочные заводы ликвидировали задолженность и упорядочили оплату крестьянам за сдаваемое молоко: рассчитываться стали четко каждую декаду месяца. Тогда-то народ и встрепенулся, и охотнее понес добытое в поте лица свое белое золото государству.
И все-таки год от года мелеет молочный ручей от частного подворья: от стада в 75 тысяч голов за семь с половиной месяцев на Брестчине закуплена 81 тысяча тонн молока — на 5 тысяч меньше прошлогоднего. Только за прошлый год поголовье сократилось примерно на 10 процентов. Главная причина этой многолетней тенденции в том, что село стареет, утверждают специалисты. Когда же речь заходит о закупочных ценах, все тут же, как правило, сравнивают 366 рублей за литр несоизмеримо более дорогого продукта со стоимостью бутылки минеральной воды. И надеются, что здесь внесет-таки свои коррективы Программа развития и поддержки личных подсобных крестьянских хозяйств.

Исток денежной реки

Андрей Матиевский, 36-летний житель агрогородка Эйсмонты Берестовицкого района, что на Гродненщине, даже по сельским меркам человек уникальный. Трудно найти сегодня такого молодого хозяина на селе, который на личном подворье держал бы шесть коров, да еще и сам, вручную, на зорьке их доил.

— Так я, можно сказать, с детства этим занимаюсь, — объясняет мой собеседник. — Нас в семье было семеро, все помогали матери, которая 25 лет проработала дояркой . Потому, когда в армии отслужил и пошел работать на ферму.
Он был единственным мужчиной-оператором машинного доения среди женского коллектива. И нисколько не смущался своей профессии. Восемь лет проработал, пока ферма не закрылась. Сейчас работает молокосборщиком.
Людей, ответственных за сбор молока у населения, в Эйсмонтовском сельском Совете трое. Мария Война объезжает 11 деревень на молоковозе. А Татьяна Рыбалко и Андрей Матиевский по старинке запрягают лошадь в телегу и едут на свои участки.
До пятисот литров молока в день собирает Андрей Ромуальдович. Примечательно, что вливает он в бидоны первыми... литров девяносто молока от собственных коров. 106 тонн молока собрал у населения за семь месяцев Матиевский. А вся эта маленькая бригада — 298 тонн.
— Мы очень довольны нашими молокосборщиками, — говорит председатель сельского Совета Людмила Федотова. — Их работа только на первый взгляд может показаться легкой. На самом деле — и в дождь, и в мороз нужно выехать за молоком. Да еще отследить, чтобы оно было свежее, водой не разбавленное. А если учесть, что с каждым годом количество коров на личных подворьях уменьшается, то и вовсе сложно планку удержать. А наши молокосборщики умудряются уже несколько лет подряд занимать первые места по сбору молока у населения в районе, были лучшими даже в области.
Секрет такого успеха немудрен: каждое утро, чуть свет, к примеру, Татьяна Павловна едет на телеге с бидонами за 6 километров в деревню Ковали, где всего-то... три коровы.
— Вы сами и лошадь запрягаете? — интересуюсь у этой женщины.
— Уже семь лет, — отвечает. — Когда-то наш конюх Володя Новик показал, как это делается, потом “экзамен” принял. С тех пор сама любого могу научить.
— А как же зимой, в мороз? — пытаюсь представить себе такую “командировку”.
— У нас есть незаменимый Андрей, — с уважением говорит Татьяна Павловна. — Он для нас, женщин, на все три зимних месяца отпуск устраивает.
Как выяснилось, у Андрея Ромуальдовича есть помощники — это его трое детей, старшему из которых четырнадцать. Работа без отпуска в суровые зимние месяцы — это возможность заработать деньги. В многодетной семье Матиевских, которая, получив государственную субсидию, строит собственный дом, они не лишние. Приносит определенный доход и сдача молока.
В СПК им.Воронецкого стараются заинтересовать сельских жителей в том, чтобы они держали на личных подворьях коров. Хозяйство продает первотелок в кредит, бесплатно выделяет тонну сена на одну корову. Работник СПК может также обменять старую корову на первотелку. Сельские пастбища окультурены, летом сюда даже подвозят воду.
И все же реальность пока такова, что в одном только СПК им. Воронецкого за десять последних лет количество голов крупного рогатого скота на личных подворьях уменьшилось с 447 голов до 123.
Тем не менее если в том же 1996 году в среднем сельский житель этого хозяйства сдавал от одной коровы 1158 литров молока, то в прошлом — 3338 литров.
Очевидно, что для таких самозабвенных тружеников, как Андрей Матиевский, у которых хватает силы и желания держать на личном подворье шесть коров, сдача молока государству — дело прибыльное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter