Молочные реки высшей пробы и самые вкусные сырные берега

предлагает ОАО “Пружанский молочный комбинат” тем, кто умеет ценить натуральный вкус жизни. Предприятие по итогам минувшего года вошло в десятку лучших экспортеров страны

Штрихи к портрету
Директор предприятия Владимир МИКИТИЧ, выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института, начинал производственную деятельность в сельхозпроизводстве — был и главным агрономом, и более 20 лет руководителем хозяйства, одновременно состоял в наблюдательном совете ОАО “Пружанский молочный комбинат”.
В марте 2004 года возглавил предприятие — отнюдь не маленькое: переработка молока — 73 тысячи тонн в год, 400 человек в штате. “В нагрузку” получил около 2 млрд. рублей убытка, не считая кредитов.

Как опытный хозяйственник, Владимир Николаевич знал, с чего начинать: ставку сделал прежде всего на углубленную переработку сырья — чтобы из тонны получить побольше товарной продукции.
— Совместно со специалистами мы эту задачу потихоньку выполняем, — говорит Владимир Микитич. — Большего выхода достигаем за счет цельномолочной продукции. Но экономический результат на производстве сыра, конечно, выше. Мы пошли по этому пути и получаем результат. При всей высокой конкуренции сыр на протяжении последних трех лет востребованный продукт, особенно на российском рынке. Российскому потребителю наше предприятие знакомо давно. Поэтому и объемы поставок из года в год растут. За прошлый год мы получили более миллиарда чистой прибыли.
— И конечно же немало средств вкладываете в обновление производства...
— Сегодня только то предприятие может жить, которое не то что из года в год, а изо дня в день будет думать о модернизации. У нас сыродельное оборудование очень старенькое, а сырьевая зона в 20 хозяйств может обеспечить загруженность гораздо большую — мощностей не хватает. Мы могли бы производить до 24—25 тонн сыра в сутки вместо теперешних 15. Поэтому проведен тендер на приобретение австрийской линии по переработке именно на сыр 240 тонн молока в сутки, что даст возможность удвоить мощности производства этого продукта. В течение полугода мы получим современное оборудование, для размещения которого будет построен новый цех.
Из года в год увеличиваем и объемы выпуска цельномолочной продукции, расширяем ассортимент. И, конечно, основа основ — это качество. Разумное сочетание его с ценовым фактором — иначе покупателя ничем сегодня не возьмешь. Поэтому мы стараемся самым тщательным образом отслеживать весь процесс — от приемки молока до выпуска продукции. Наши специалисты ознакомились с работой подобного оборудования в Австрии — очень хорошее оборудование. Сыр там вкусный. Но, скажу честно, не вкуснее нашего. Мы стараемся уходить от всяких искусственных ароматизаторов и стабилизаторов — от того, что не должно идти на стол человеку.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Предприятие было образовано в сентябре 1939 года.
Комбинат строился, возводились новые производственные площади. Основные подразделения сегодня — цеха по выпуску цельномолочной продукции, масла, сыра, сухого обезжиренного молока, крепких напитков. Это, кстати, единственное в республике предприятие, производящее не свойственный для молочной отрасли продукт — спирт-ректификат из молочной сыворотки.
Основные же виды продукции — сыры твердые сычужные, масло животное, цельномолочные продукты, сыры мягкие нежирные, сухое обезжиренное молоко. Главные рынки сбыта: торговая сеть района, Брестчина, Беларусь, Россия.

Начальник отдела маркетинга, снабжения и сбыта Людмила Тутина разговор начинает с главных новостей:
— Наш комбинат был представлен на республиканском конкурсе “Лучший экспортер года”. И в номинации “пищевая промышленность” получил главную награду. Вместе с дипломом лучшего экспортера нам вручили очень красивый хрустальный кубок. Основные критерии, по которым оценивались конкурсанты, — объем экспорта в тысячах долларов за 2005—2006 годы, сравнительная характеристика, а также удельный вес экспортной продукции, работ, услуг в общем объеме производства. По Пружанскому молочному комбинату он составил 79,1 процента. Объем экспорта в тысячах долларов в прошлом году по отношению к 2005-му вырос на 66,7 процента. Главный зарубежный партнер — Россия. Туда мы отправляем продукцию уже более 40 лет.
Причина постоянства и укрепления связей — прежде всего в качестве. Еще одна немаловажная гарантия — проверенная временем надежность. Продукция отгружается на экспорт по предоплате. Работают пружанцы с оптовыми московскими фирмами, чьи зоны действия практически неограничены — это все регионы Российской Федерации. И спрос есть постоянно. Более того, он превышает предложение. Увы, производственные мощности комбината пока ограничены.
Впрочем, уже грядут перемены: на недавно установленной линии выпустили пробную партию творожных масс — вскоре она появится на прилавках магазинов, порадуют почитателя пружанской продукции и новые виды сыров, в частности — плавленый колбасный сыр, сыр типа “Янтарь”.
— Чтобы знаменитый “Янтарь” имел свою “янтарную” изюминку, нужно готовить его только на основе высококачественного твердого сыра, который вылежит свой положенный срок созревания и приобретет неповторимый вкус, добавить исключительно натуральные компоненты — масло, сметану, — говорит главный технолог комбината Жанна Подолянчик.
Сочетание высокого качества и доступной цены продукции ОАО “Пружанский молочный комбинат” стало причиной того, что в Бресте, например, она расходится за считанные часы.
В минувшем году комбинат стал выпускать четыре новых вида твердого сычужного сыра: “Тильзитский”, “Пружанский”, “Губернаторский”, “Сливочный”. Чем отличаются новинки от той продукции, которую уже привык покупатель видеть на прилавках? “Сливочный”, например, более нежный.
17 сельхозпредприятий района, которые и есть главная сырьевая зона комбината, поставляют высококачественное молоко и позволяют загрузить мощности на все 100 процентов: максимальная переработка в летний период достигает в месяц 280 тонн. В повышении качества сырья переработчики принимают самое непосредственное участие: помогают с холодильным оборудованием, снабжают колхозы моющими, фильтрующими, другими вспомогательными материалами. Есть на комбинате для этого даже отдельный план мероприятий: специалисты выезжают в хозяйства, консультируют коллег в вопросах повышения качества молока. Регулярно бывают на комбинате и зоотехники хозяйств, смотрят результаты анализов доставленного сырья, микробиологи постоянно проводят с ними беседы, советуют, на что надо обратить внимание.
В 2005 году предприятие получило сертификат соответствия СТБ ИСО 9001-2001. А в феврале 2007 года комбинату выдано еще одно важное удостоверение — о том, что система качества производства и хранения цельномолочной продукции, сливочного масла, сыров кисломолочных на основе анализа рисков и критических контрольных точек HAССP соответствует требованиям СТБ 1470-2004.
— В октябре 2006 года в Минске проходил конкурс-дегустация “Лучший продукт года” — “Густ”. Предприятие представляло сыры твердые, масло животное и сметану. Наши сыры и масло от компетентной комиссии получили достаточно высокие баллы, а 18-процентная сметана была признана одной из лучших в республике и удостоена права маркировки логотипом “Густ”, — не без гордости отмечает Людмила Тутина.
Чтобы удовлетворить даже самый взыскательный покупательский спрос, специалисты комбината постоянно работают над расширением ассортимента продукции. Скоро на прилавках магазинов появятся термизированные творожные массы, плавленые сыры. Опять же по доброй традиции предприятия — без всяких добавок и с длительным сроком реализации благодаря упаковке, которая осуществляется под вакуумом и достаточно долго позволяет сохранить все вкусовые качества.
В 2003 году знаменитое пружанское масло в батончиках стало лауреатом конкурса “Лучшие товары Республики Беларусь”. За широкий ассортимент представленной продукции и активное участие в выставке-ярмарке “Содействие здоровому образу жизни-2006”, учрежденной Брестским облисполкомом, центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и отделением Белорусской торгово-промышленной палаты, комбинат награжден очередным дипломом. А уж дипломов республиканской оптовой выставки-ярмарки “Продэкспо”, где заключается большинство новых договоров, и не сосчитать.
Кстати, при всех заслуженно возданных знаках признания здесь голову не задирают, а готовы даже самые маленькие партии продукции довезти до конкретного заказчика, покупателя, почитателя — автопарк регулярно пополняется новыми машинами: заработанную долгими годами стараний марку Пружанский молочный комбинат держит во всем.
Торговую марку предприятия, которая нынче проходит регистрацию под названием “Щедрая масленица”, по танцующему медведю и балалаечнику с удовольствием узнают во всех уголках Беларуси и во многих российских. В начале года новое лицо обрела вся цельномолочная продукция. Молоко, кефир, сметану из Пружан теперь ни с какими другими не спутаешь, в зависимости от жирности — более или менее насыщенный цвет упаковки только лишь с самой необходимой информацией, в которой покупатель без труда отыщет самое главное: наименование продукта, жирность, объем и, конечно, торговую марку предприятия.
Несмотря на то что в торговых точках Пружан представлены молочные продукты как минимум семи фирм и покупатель райцентра разнообразием выбора не обижен, собственным рублем он голосует главным образом за родного производителя. Как и ведущий инженер-микробиолог комбината Татьяна Шустик, которая покупает в магазине кефир, молоко, сметану только с маркой “Щедрой масленицы”. О чем это говорит — понятнее не бывает: личный подход специалиста с многолетним опытом работы в комментариях не нуждается.
— За три месяца текущего года удельный вес в общем объеме производства твердых сыров составил 79,8 процента, масла — 10,1, цельномолочной продукции — 7,4 и полтора процента — сухого молока, — продолжает Людмила Тутина. — В нынешнем году будет запущена новая установка в цехе по распылительной сушке молока. В связи с этим возрастет качество, появятся и новые возможности для экспортирования.
О динамике развития производства и рыночном спросе на пружанскую продукцию красноречиво свидетельствуют диаграммы 2003—2007 годов. Например, квартальный объем цельномолочной продукции вырос с 103 тонн до 1380, масла — с 35 до 231 тонны и главного продукта, сыров, — с 165 тонн до 1302, из них 1099 тонн ушли на экспорт в Россию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter