Вступили в силу изменения в техрегламент ЕАЭС «О безопасности молочной продукции»

Молочную рецептуру выводят из тени

ВСТУПИЛ в силу измененный и дополненный техрегламент ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции». Теперь на молочке в обязательном порядке должны содержаться сведения о присутствии в составе растительных жиров. Если таковые имеются, продукт уже не вправе называться «маслицем», «творожком», «сметанкой», даже определение «сыроподобный» недопустимо. 

Об этом стало известно в том числе и на пресс-конференции «Требования к качеству и маркировке пищевой продукции: новации в технических регламентах ЕАЭС», состоявшейся в пресс-центре БЕЛТА.

Данный факт многое меняет, особенно для потребителей. Сведения о наличии растительных масел, как и процент их содержания, по новым правилам нужно указывать на лицевой стороне этикетки читабельным шрифтом, размером не менее трех миллиметров. Исключение составляет лишь продукция, выпущенная до 16 января, — она может присутствовать на прилавках до окончания срока годности. Поэтому некоторым производителям, хотят они того или нет, придется выйти из тени. Естественно, им такие требования не по нраву. Потому что растительные жиры и добавляют с целью снижения себестоимости. 

Только молочный и молокосодержащий — два разных продукта и по составу, и по технологии производства, и по степени затратности — с растительными жирами те же сырки и масло обходятся гораздо дешевле. Поэтому объединять их лишь по тождественному корню неправильно. Раньше говорили обтекаемо: «сырный продукт». И точно так мог называться продукт без каких-либо добавок. Возникала путаница. Теперь все предельно просто: понятия, которые могут ввести в заблуждение, исключаются. Новая формулировка будет звучать примерно так: «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра». 

По предварительным подсчетам, около половины молочной продукции, представленной на российском рынке, имеет признаки фальсификации, в том числе из-за наличия в составе растительных жиров. По отдельным категориям и в некоторых ценовых сегментах доля фальсификата и вовсе достигает 75 процентов. Поэтому ситуация наилучшим образом складывается для белорусских производителей, которые в основном и ориентируются на российский рынок. Туда отправляется львиная доля нашего молока. Только за 11 месяцев прошлого года экспорт йогуртов, а также сыров и творога в сравнении с 2017-м вырос на 28 и 8 процентов соответственно. Поэтому в Минсельхозпроде, который и выступил инициатором внесения изменений в техрегламент, надеются на повышение конкурентоспособности белорусской молочки. Новые требования, кстати, актуальны и для белорусских потребителей: за неполный 2018-й на белорусские прилавки поступило свыше 1,4 тысячи тонн молока и сливок из стран ЕАЭС, что на четверть больше, чем в 2017-м. Также увеличился импорт сыров и творога. Насколько их оформление соответствует требованиям, будут отслеживать представители Минсельхозпрода, Госстандарта и Минздрава.

Беларусь — молочная страна. Основная часть нашей молочки изготавливается из натурального сырья. Это подтверждают исследования НПЦ НАН Беларуси по продовольствию. В прошлом году изучили около 800 образцов цельномолочной продукции. Участвовали все предприятия отрасли, но фальсификат обнаружен не был. Да, есть доля товаров, приготовленных с использованием заменителей молочного жира. Это не секрет. В 2018-м белорусские предприятия произвели всего 829 тонн молокосодержащей продукции — 0,01 процента в общем объеме производства, уточняют в Минсельхозпроде. 

Вспомнился случай, как одно время на остановке торговали сгущенкой. Дешевле, чем в магазине. Ажиотаж держался пару месяцев, а потом спроса не стало. Как оказалось, то, что называлось сгущенкой, и рядом с натуральным продуктом не стояло: сплошные растительные жиры, а молоко где-то там, в конце списка. Все знают правило состава: чем ближе к концу, тем меньше концентрация. Предприятие российское, но оформление упаковки уж больно походило на этикетку одного из белорусских производителей. Это к тому, что на маркировке останавливаться не стоит — нужно довести начатое до конца и разделить полки двух групп товаров, чтобы не путать потребителей. Полагаю, производители найдут тысячу уловок, как сделать так, чтобы порочащая надпись не сильно цепляла глаза. Тем более что унифицированного стандарта оформления и фирменного цвета для такой продукции новыми требованиями не предусмотрено.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter