Молочка высветила конфликт интересов

ПРОШЛЫЙ год Беларусь закончила с рекордно низкой инфляцией за новейшую историю — всего 4,6 процента. По прогнозам Нацбанка, она и в этом году не превысит 6. Отразится ли это на ценах продуктов питания и кошельках потребителей?

Белстат в мае и июне вообще зафиксировал дефляцию: продовольственные товары подешевели на 0,6 и 0,4 процента. Да и с начала года продукты питания подорожали пока очень даже терпимо — на 2,4 процента. Правительство утверждает, что дефляция была ожидаемой. Радует ли это покупателей? Ведь Белстат, что называется, замеряет среднюю температуру по больнице. И не факт, что в отдаленных райцентрах или селах, где нет торговых сетей, а есть лишь один магазин, ценники уменьшаются. К тому же понятно, небольшое падение цен в мае-июне произошло благодаря снижению их на сезонные овощи. И это в среднем. Скажем морковь, свекла и картофель, репчатый лук, свежая капуста подорожали. Что касается молочной продукции, то в июне рост также в целом небольшой, всего 0,6 процента. Кому сказать спасибо?

В принципе, покупателям мало интересно, какая у нас в стране средняя инфляция, проценты роста и прочая арифметика. Мы делаем выводы по конкретным ценам на товары, которые покупаем каждый день. Поэтому подорожание продуктов питания было и остается проблемой номер один. В этом деле надеяться на добрую волю и понимание со стороны переработчиков и торговли пока не приходится. Для них не важно, высокая инфляция или низкая — прибыль любой ценой. И молочка стала невольным, но ярким индикатором конфликта интересов между потребителями, торговлей и производителями.

Не зря в начале марта Александр Лукашенко поручал Правительству разобраться с причинами роста цен на молочную продукцию. Инфляция в 2017 году не превысила 4,6 процента, а молочная продукция в среднем прибавила в стоимости до 10,2 процента. Сметана и кефир — 11,8. Разница — более чем в два раза.

Поэтому молочный рынок и ценообразование на нем попали и под контроль Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Выяснилось, что торговля устанавливает высокие надбавки, не считаясь ни с чем и ни с кем. Например, в «Март Инн Фуд» на творог 5-процентной жирности они достигали 22 процентов, в «Белинтерпродукте» — от 17 до 20. Молоко в том же «Март Инн Фуд» — также до 22 процентов, в «Белмаркете» — 14—18. Ведомство вынуждено было вмешаться и поумерить аппетиты коммерсантов от торговли. Чтобы не было двойного толкования при формировании цен, оно разработало специальные четкие методические рекомендации. Средний размер торговой надбавки не более 12 процентов — ориентир для магазинов.

Для нас интересен и еще один момент: они будут применяться не к цене последнего поставщика, а к цене производителя. Это многое изменит, а главное — даст болезненный щелчок по носу посредникам.

Контролировать ценники совместно с МАРТ будут облисполкомы и Минсельхозпрод: в этом году молочка может подорожать максимум на 4 процента. Если это не будет соблюдаться, ведомство обещает запустить второй вариант решения вопроса — заключать с переработчиками соглашения по установлению предельного роста цены. Так сказать, в добровольно-принудительном порядке. А чтобы лучше контролировать изменения, МАРТ договорился с Ассоциацией розничных сетей о том, что раз в месяц все крупные торговые сети будут делиться сводками цен. Причем доступ к ним будет в том числе и у потребителей на сайте ведомства.

Нельзя забывать и о скрытом росте цен, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Каждый давно уже заметил, что знакомые продукты в магазинах упаковываются в меньшую тару. Это и молочная продукция, и крупы, и напитки, да все, что угодно. Объясняется это, как правило, удобством для покупателей. И тем, что, мол, более мелкая партия может использоваться более эффективно, остатков меньше, продукт будет более свежий. Так-то оно так, но покупателям неплохо бы объяснить и другое: уменьшение веса килограммовой упаковки на сто граммов — это завуалированное повышение цены на 10 процентов. Чтобы бороться с такими нарушениями и не вводить в заблуждение потребителя, МАРТ планирует сделать обязательными «честные ценники», на которых, помимо стоимости продукта, будет указана и его цена за килограмм, литр или 100 граммов — для специй и трав. Покупатель сможет легко сравнить стоимость пакетов с крупой или кефиром. Ведомство внесло изменения в правила продаж, и сейчас документ находится на юридической экспертизе. После его принятия в течение трех месяцев он вступит в силу.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter