Сеть электрозаправочных станций в стране вырастет в разы: уже к 2022 году их будет 640

Молния под капотом

В минувший понедельник на совещании Президента с руководством Совмина одним из разбираемых вопросов стала зарождающаяся в стране сфера электротранспорта. Развитие этого направления начинает играть новыми красками не только в контексте необходимости снижения нашей зависимости от мирового нефтегазового рынка и решения актуальных экологических вопросов, но и в свете грядущего запуска мощностей БелАЭС. На совещании Александр Лукашенко указал на другой немаловажный фактор: развитие электротранспорта в стране пока не получает должного импульса. Речь в том числе идет и о развитии сопутствующей инфраструктуры. Корреспондент «Р» решил оценить, как сфера электротранспорта будет выглядеть в ближайшие годы.

По прогнозам экспертов, к 2030 году 20 процентов мирового автопарка будут составлять электромобили, и многие европейские страны поступательно движутся к этой цели.

Плюсы и минусы

Стоит признать, электрокары для массового покупателя сегодня все еще слишком дороги. Автотранспорт с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), даже учитывая все издержки на его содержание и необходимость регулярной заправки баков, пока обходится владельцу в гораздо меньшие суммы. Но борцы за чистоту окружающей среды из года в год продавливают все новые законодательные инициативы, призванные расширить применение новых средств передвижения. Под предлогом снижения вредных выбросов, сокращения парниковых газов правительства многих стран уже предоставляют налоговые льготы компаниям, производящим такой транспорт, а также гражданам, которые решились на покупку экологичной новинки. 

Комплектующие тоже дешевеют. Согласно одному из исследований Bloomberg, стоимость литий-ионных аккумуляторов с 2015 года уже снизилась на 65 процентов — до 350 долларов за кВт∙ч. Ожидается, что до 2025 года она снизится до отметки в 100 долларов за кВт∙ч. Существуют прогнозы, согласно которым электромобиль с электродвигателем и аналогичный ему по характеристикам, но с ДВС к 2022 году сравняются по цене. Собственно говоря, после этого должна начаться техническая революция на рынке и чуть ли не массовый переход автолюбителей на новые технологии.

Не стоит забывать: у электрокаров есть ряд технических преимуществ. Например, их быстрее собирают на автозаводах: электродвигатель имеет всего 19—20 составляющих деталей, в то время как у ДВС их более 1000. КПД электродвигателя достигает 90 процентов, у бензинового этот параметр составляет чуть более 40 процентов. 

По прогнозам экспертов, к 2030 году 20 процентов мирового автопарка будут составлять электромобили, и многие европейские страны поступательно движутся к этой цели. Норвегия, к примеру, планирует полностью отказаться от машин с ДВС уже к 2025 году, Нидерланды — к 2030-му, а Франция — к 2040-му. В нашей стране уже заметили, что владельцы авто начинают посматривать в сторону новинки. Поэтому сейчас, опережая растущую потребность, начинается расширение системы электрозарядных станций.

На зарядку становись

Так, компания «Белоруснефть» уже запланировала, что к 2021 году в стране будет установлено более 600 зарядных станций. Заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе компании Андрей Котик рассказал, что сеть ЭЗС будет создана под новым брендом:

— В 2018 году нашей компании было поручено создать фундаментальную инфраструктуру, увеличить объем инвестиций в сектор, связанный с зарядкой электромобилей. На момент принятия данного указа у нас было 17 зарядных станций. За срок чуть более полутора лет мы нарастили их количество до 251. На данный момент развитие сети электрозарядных станций предполагает их увеличение. К 2021 году будет установлено более 600 зарядных станций.


Имеющаяся инфраструктура уже может обслуживать порядка 9000 электромобилей в день. В планах к 2022 году расширить ее так, чтобы можно было заряжать до 35 000 машин. Для будущих электромобилистов к 2022 году по плану будет запущено около 640 электрозарядных станций. С этого года будут устанавливаться только быстрые станции, на которых можно пополнить запас хода электромобиля на 35 километров всего за 7 минут. Такой зарядки должно хватать на несколько поездок по городу.

Также, по словам Андрея Котика, на перспективу компания совместно со своими партнерами рассматривает появление супербыстрых зарядных комплексов от 350 кВт. Такие станции зарядят электромобиль за 10—12 минут на 345 километров пробега — это примерно неделя поездок по городу. Начнется запуск ЭЗС с основных магистралей и столицы, затем они постепенно покроют всю страну. Первые супербыстрые ЭЗС можно будет протестировать уже в конце этого года. Полноценное развитие сети произойдет чуть позже — ориентировочно к 2024 году.

Имеющаяся инфраструктура уже может обслуживать порядка 9000 электромобилей в день.

В «Белоруснефти» ожидают существенный рост числа электромобилей на дорогах в ближайшие годы. Это связано с тем, что водителям будет оказана поддержка со стороны государства. Раньше при покупке электромобиля за пределами страны водитель дополнительно выплачивал НДС — еще 20 процентов стоимости электрокара. Ожидается, что вскоре этот налог будет аннулирован. Более того, Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поддержала решение об установлении ставки таможенной пошлины. Если оно будет окончательно принято, то стоимость электромобиля в нашей стране снизится на 38 процентов.

Андрей Котик также рассказал, что первые зарядные станции стоили до 140 тыс. рублей. Сейчас производство такой станции обходится в сумму около 40 тыс. рублей. При этом он пояснил, что объем инвестиций определяется не только стоимостью зарядных станций, но и местом их расположения. Все зависит от того, есть ли подключение к электросетям. Ожидается, что только в сеть супербыстрых зарядных станций инвестиции составят около 300 млн рублей. Кредитные средства под этот проект могут выделить международные банки. Сейчас в компании ведут переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Под данные технологии выделяются «длинные» займы, срок окупаемости таких проектов — 5—6 лет. В целом сеть ЭЗС уже к 2030 году сможет обслуживать до 300 000 электромобилей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter