Вчера страна попрощалась с известным белорусским композитором Олегом Молчаном

Молитва по Олегу Молчану

Он получил признание за годы работы с ансамблем «Песняры» и его художественным руководителем народным артистом Беларуси Владимиром Мулявиным. Написал настоящий духовный гимн нашей страны, положив на свою музыку стихи Янки Купалы «Малітва». Впервые композицию исполнил сам песняр, она часто звучала на самых знаменательных праздниках.


ДЛЯ легендарного ансамбля Молчан придумал циклы «Вянок», «Ave Solе, або Слова Скарыны», популярные песни «Стася», «Маргарыта», «Милая женщина», «Обманите меня», «Кума», «Юность»… «Песнярам» посвятил десять лет творчества, а когда выбор встал между ансамблем и учебой в консерватории, остановился все же на первом. Настолько увлекся делом и гастролями, что даже не было времени похлопотать об академическом отпуске. Вот как об этом рассказывал сам музыкант:

— Мое сотрудничество с ансамблем началось в 1989 году, когда мне было 24 года. К 20-летию коллектива «Песняры» исполнили мою программу «Слова Скарыны». Мулявин позвал в ансамбль, но тогда я учился в консерватории по классу композиции. Тем не менее продолжал сотрудничество с коллективом — писал для них песни, делал аранжировки. В 1991-м Мулявин предложил мне аранжировать его программу на стихи Максима Богдановича «Вянок» для выступления в библиотеке ООН в Нью-Йорке. Так получилось, что в связи с этой работой и поездкой прервал учебу и окончательно связал свою творческую судьбу с ансамблем «Песняры».

Маэстро организовывал авторские программы и творческие вечера. У него, одного из немногих, в творческом багаже четыре авторских концерта с участием популярных артистов эстрады. Его песни «Дзве таполі», «Песня мая», «Родныя песні», «Карабель маёй краіны» вошли в репертуар вокальной группы «Чистый голос», Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, Якова Науменко, Леонида Борткевича, Анатолия Кашепарова, Олега Семенова. Репертуар создавался в тандеме с коллегой, музой и супругой Ириной Видовой. О жене композитор отзывался трепетно:

— Мне посчастливилось, что существенную толику моих песен исполняет Ирина Видова. Низкий ей поклон за талант, умение передать аудитории суть композиции и частичку меня. Она знает собственного слушателя и работает для него.

Родился Олег Молчан в семье музыкантов, с ранних пор увлекался мелодиями и звучанием. С детства мечтал стать джазовым пианистом, кумиром выбрал Оскара Питерсона. Убегал в кабинет, где стоял рояль, и играл часами. Повзрослев, начал слушать пластинки, точнее, заслушивал их до дыр. Его дебют как композитора состоялся в… восемь лет — сочинил и сыграл небольшую пьеску. В школе пел в хоре мальчиков под руководством Игоря Журавленко. Коллектив выступал на самых престижных площадках — в Домском соборе, Эрмитаже, Большом театре оперы и балета. Уже в то время творческими ориентирами будущей легенды белорусской музыки были Евгений Глебов, Раймонд Паулс, Куинси Джонс, пианист Оскар Питерсон, группа Queen. Общее среднее образование получал в музыкальной школе при консерватории, окончил ее по классу хорового дирижирования и сразу же стал работать пианистом.

Что интересно, композитор не любил ездить на гастроли. Кроме участия в концертах, он сочинял новую музыку, делал аранжировки, репетировал с коллективом. Создал студию при Белгосфилармонии. Помимо прочего, занимался общественной работой по защите прав белорусских композиторов. Дело о незаконной переработке «Малітвы» вошло в историю отечественной юриспруденции как пример защиты авторских прав.

Горько, что Олега Молчана забрал тяжелый недуг, ведь, как он признавался накануне своего юбилея, возраста совсем не чувствовал, неустанно работал над собой и музыкой, особенно любил стихи Янки Купалы, даже ощущал с ним духовную связь:

— Мое творчество связано с поэзией Янки Купалы неразрывно, всегда ощущал духовную связь с самим поэтом и его произведениями: в начале своего творческого пути создал хоровой цикл «Я нясу вам дар», потом — «Малітву», в 2007-м — цикл «Родныя песнi»… Недавнее творение на стихи Янки Купалы — «Песня мая», которая может стать достойным продолжением национальной лирико-патриотической темы. Я уверен: она найдет отклик в сердцах тех, кому полюбилась «Малітва». Но есть и произведения на стихи классиков Максима Богдановича, Владимира Короткевича и современных белорусских поэтов Владимира Некляева, Леонида Прончака, Алеся Липая.

Тяготея к классике, композитор не боялся экспериментов, тщательно изучал историю музыки, творчество великих композиторов, любил слушать произведения абсолютно всех направлений. И не понимал людей, которые говорят, что, мол, не любят популярную музыку или рок. Дело ведь не в стиле, а в его подаче. В том, как сделана конкретная композиция, объяснял он несведущим.

Символично, что гражданская панихида прошла в Большом зале Белгосфилармонии, ведь именно в этих стенах музыкант работал много лет, именно здесь проходили его большие творческие вечера. Ирина Видова рассказывает, что муж держался молодцом до последнего дня. В негативные прогнозы не верили, приехали в Женеву ради иммунотерапии, но она не успела подействовать. Врачи удивлялись, как человек с такими медицинскими показаниями может шутить и улыбаться. Ушел, не страдая от болей, окруженный заботой.

К слову, несмотря на борьбу с недугом, Молчан готовился к большому концерту в честь своего юбилея: 11 апреля ему бы исполнилось 55 лет. Теперь это уже будет концерт памяти. Своеобразным подведением итогов стали и альбомы, которые успели выйти при жизни автора. Издавались в России, с записями композиций и обработок для ансамбля «Песняры», а также с посвящениями жене.

Об Олеге Молчане вспоминает белорусский композитор Олег Елисеенков:

— Познакомились мы с ним где-то на рубеже 80-х — 90-х. Олег как раз вернулся из армии. Тем временем в филармонии образовалась новая молодежная группа «Проспект», его туда пригласили пианистом, клавишником и музыкальным руководителем. Он делал аранжировки, отличался лидерскими качествами. А я в ту пору был молодым композитором, начинал сотрудничать с разными коллективами, в том числе предлагал свои песни и группе «Проспект», где и познакомились с Олегом.

Конечно, это человек талантливый, недаром окончил специальную школу — одиннадцатилетку для одаренных детей при консерватории. Блестящий пианист, композитор, аранжировщик, прекрасно чувствовал музыку. Звездный час Молчана, несомненно, «Песняры», где он пришелся ко двору. Мулявин на него опирался, это был взаимно плодотворный период. После того как не стало Владимира Георгиевича, Олег и дальше сотрудничал с ребятами из ансамбля.

Новый этап творчества у него начался, когда встретил Ирину Видову, проявил себя в том числе как продюсер. Любил сцену, выступал в дуэте с ней, подыгрывая на гитаре. Мы с ним были в жюри различных конкурсов, участвовали в фестивалях, например на международном в Паланге, куда он тоже приезжал с женой.

Много сил отдал экспертному совету при Национальном центре интеллектуальной собственности. Я видел, как его это интересовало, с каким увлечением он вникал, старался показать свое видение проблем. И вообще тяготел ко всему передовому, как аранжировщик — пробовал новые инструменты, новое оборудование. Его творчество — огромный участок белорусской песенной культуры.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter