На какие крючки ловят наших детей педофилы

Молчание ребят

В одном из агрогородков Березовского района задержали насильника-педофила. Его жертвами стали, как минимум, четверо детей. Первое преступление он совершил еще 17 лет назад. Все это время пострадавшие молчали. Некоторые из них давно выросли, обзавелись семьями, но даже сейчас неохотно сотрудничают со следствием, не рассказывают о том, что довелось пережить. Впрочем, людская молва в деревне — страшная сила.


«Мамы не верят собственным детям»


За год количество официально зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности малолетних в Брестской области увеличилось в полтора раза. В УВД Брестского облисполкома уверяют: это лишь вершина айсберга. Заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Владимир Жигар отмечает главный момент: все чаще дети страдают от сексуального насилия со стороны близких людей. В Барановичах к уголовной ответственности привлекли отца-одиночку, который надругался над своей же дочерью. Об этом девочка рассказала социальному педагогу. Та обратилась в милицию. За совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений «любящий» отец приговорен к десяти годам лишения свободы. Житель Лунинца на 17 лет отправился в колонию усиленного режима за сексуальные контакты с малолетней падчерицей, которые продолжались в течение пяти лет.

Известный специалист в области психологии и психосоматики, писатель Ирина Малкина-Пых утверждает — от 75 до 90% насильников знакомы детям. Более того, до 45% преступлений совершается родственниками и только 10—25% — незнакомыми людьми:

— Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети младше 12 лет, но чаще всего — в возрасте от 3 до 7 лет. Маленький ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло, то есть заключить «договор молчания». Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не способен описать произошедшее словами. Даже если он что-то и расскажет, то, вероятно, ему не поверят.
Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Владимир Жигар подтверждает: зачастую мамы не верят рассказам своих же детей. Они оправдывают их поведение чем угодно. Например, тем, что у ребенка не складываются отношения с отчимом, что он скучает по папе, вот и пытается оговорить человека:

— Фактически ребенок остается один на один со своей проблемой. Ему никто не верит, он замыкается в себе, а педофил пользуется этим и продолжает совершать насильственные действия. Бывает, мамы и вовсе запрещают детям давать показания, участвовать в следственных действиях. Такой случай был, например, в Ивановском районе. Впрочем, куда более распространена другая ситуация — самые близкие люди попросту не обращают внимания на собственных детей. Недавно в Малоритском районе мама «не заметила», что ее 15-летняя дочь находится на пятом месяце беременности.

Дети попали в сети


Излюбленный способ знакомства педофилов с потенциальными жертвами — социальные сети. Недавно сотрудники управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Брестского облисполкома задержали 25-летнего гражданина России, который в одной из социальных сетей познакомился с двумя девочками из Бреста.

Одной из них было 13 лет, другой — 14. Специально ради встречи с ними он приехал в Беларусь. Угощал девочек, возил на природу, совершал действия сексуального характера. Россиянин арестован, он ждет суда.

Подполковник отмечает: преступники могут запросто наладить дружеские отношения с детьми через социальные сети. Они притворяются ровесниками потенциальной жертвы, общаются на протяжении нескольких месяцев. Могут уговорить сделать и прислать интимное фото. А потом начинается шантаж: или завтра этот снимок увидит вся школа, все друзья и родственники, или ребенок соглашается на встречу. Ребенок становится заложником ситуации, выхода из которой он не видит:

— Иногда родители обнаруживают странную переписку своих детей, вмешиваются в диалог. В этом случае педофил тут же удаляет свою страничку и заметает следы. Установить его личность потом чрезвычайно сложно. Прежде всего нужно обратиться в милицию.

«Преступник пригрозил убить маму»


У психолога Ольги Чумаковой за плечами 25-летний профессиональный опыт. Она — ведущий специалист управления СК по Брестской области. Ольга Вячеславовна работает с детьми, в отношении которых было совершено какое-либо половое преступление:

— Преступления против половой неприкосновенности малолетних совершались во все времена. Не уверена, что сегодня их действительно стало больше. Просто в последние годы эта тема стала менее закрытой, о ней начали говорить, а уголовные дела получили более благоприятную судебную перспективу. Что это значит? В нашей стране появились специалисты, в том числе сексологи, которые могут доказать вину или невиновность конкретного человека. С декабря 2014 года в Госкомитете судебных экспертиз работает отдел психолого-физиологических исследований, где проводятся экспертизы с использованием полиграфа в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении сексуальных преступлений против несовершеннолетних.  

Выбор именно этой категории преступлений объясняется просто: при сборе доказательств следователи сталкиваются с серьезными трудностями. Как правило, единственная зацепка — показания самого ребенка.

Недавно Ольга Чумакова работала с девочкой, ставшей жертвой педофила. Беседа длилась больше трех часов:

— Чтобы ребенок заговорил откровенно о том, что пережил, особенно с незнакомым человеком, нужно создать атмосферу безопасности, войти в доверие. Убедить, что ни ребенку, ни его близким ничто не угрожает. Сделать это непросто. Мы не можем задавать наводящие вопросы. Нужно дать ребенку самому выговориться, рассказать, что произошло. Одна из девочек, с которыми я работала в последнее время, разрыдавшись, сказала, что молчала о фактах насилия, потому что преступник пригрозил убить ее маму. Не стоит забывать и о том, что жертва сама испытывает чувство стыда. Она предпочитает молчать, чтобы о произошедшем не узнали другие.

Быть примером. Во всем


Как защитить своих детей от преступных посягательств? Главный совет психолога — слушать и слышать их:

— Когда ребенок хочет чем-то поделиться со взрослыми, не нужно ему отказывать, говорить «я занята» или «давай потом». Как бы ни были заняты родители, они должны найти время, чтобы выслушать своих детей. Причем разговаривать всегда нужно спокойно и уважительно. Знаете, почему многие ребята, повзрослев, ничего не рассказывают о своей жизни маме и папе? У них нет такой привычки, они уже знают, что их все равно никто не станет слушать.

Отдельная тема — странички в социальных сетях. Психолог уверена: даже 14 лет — не тот возраст, чтобы регистрироваться во ВКонтакте. Но сегодня многие школы, секции публикуют важную информацию именно там:

— Родители должны знать, что «постит» подросток на своей страничке, с кем переписывается. Но просматривать эту информацию нужно не тайком, а по договоренности с ребенком. Он должен знать, что вы вправе прочесть все, что покажется заслуживающим внимания. И самое главное. Взрослые сами должны быть примером для своих детей. Во всем. Личный пример действует гораздо лучше долгих бесед и увещеваний.  

ВАЖНО ЗНАТЬ

В стране работает республиканская «горячая линия» для детей, ставших жертвами насилия или попавших в кризисную ситуацию: 8-801-100-16-11. Звонок на нее бесплатный. По этому телефону отвечает дежурный врач РНПЦ психического здоровья.

p.losich@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter