Молчание премудрого пескаря

Ярмарка на улице Гоголя в Бресте. Очередь за рыбой. К лоткам, в которых плещутся щука, окунь, белый амур и небольшие усатые сомики, нужно стоять не менее получаса. В продаже есть даже осетр, форель и стерлядь!

Ярмарка на улице Гоголя в Бресте. Очередь за рыбой. К лоткам, в которых плещутся щука, окунь, белый амур и небольшие усатые сомики, нужно стоять не менее получаса. В продаже есть даже осетр, форель и стерлядь!


— Кто бы подумал, что сможем до обеда продать тонну рыбы, — вслух удивляется маркетолог опытного рыбхоза «Белое» из Гомельской области Любовь Синило. — В Гомеле у нас такого спроса никогда не было. Разве у вас живой щукой никто не торгует, дешевую мелочь не предлагает?


Резонный вопрос. Что можно ответить: в Бресте щука появляется редко, а живую форель днем с огнем не сыщешь. Почему нет разнообразия в рыбных рядах? В этом разбирались специалисты Комитета госконтроля Брестской области. На недавней коллегии сделан образный, но, к сожалению, неутешительный вывод: работа по выполнению республиканской программы по рыбоводству и рыболовству на Брестчине поставлена, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Хотя рыбхозов здесь больше, чем в любой другой области.


Новоселья за горами


...Рыбхоз «Днепробугский» в Дрогичинском районе. Деревня Новоселки, центральная усадьба. Вид недостроенных и полуразрушенных домов наводит на грустные мысли. Ни пожара, ни наводнения, ни других природных катаклизмов здесь, к счастью, не было. В наличии лишь элементарная бесхозяйственность. В рыбхозе 39 (!) объектов незавершенного строительства. Среди них 3 многоквартирных дома и 12 одноквартирных. Восьмиквартирный жилой дом, сданный в 1998 году, до сих пор пустует. Десять лет зазывают новоселов два готовых коттеджа. Почему люди не заселяются? Ведь каждый день рыбхоз привозит на работу 20 человек из других деревень...


А производственные объекты ждут строителей. К 1 декабря руководители рыбхоза обещали запустить цех по переработке рыбы. Слово не сдержали. Еще в 2008 году должна была завершиться реконструкция инкубационного цеха. Год назад прогнозировали начать эксплуатацию садкового хозяйства по выращиванию осетра. Однако работы там даже не начинались...


Подобные факты бесхозяйственности специалисты КГК увидели и в других рыбоводческих хозяйствах. Например, в опытном рыбхозе «Лахва» с 1996 года не используется участок «Лунинецкий», на землях которого — 49 прудов...


В списках не значатся


Сколько на Брестчине озер, водохранилищ, прудов, рек и каналов, точно не знает никто. В департаменте по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода насчитали 524 водных угодья, в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды — 550, причем без учета рек.


Нет учета — нет контроля. Так, Кобринский, Пружанский, Столинский и Ивановский райисполкомы до сих пор не сдали в аренду водоемы, зарыбленные в 2006 году за счет бюджетных средств. Деньги потрачены — отдачи нет. Случается, что озера в аренду сдают... бесплатно. Каменецкий райисполком, например, предоставил пруды в пользование крестьянским хозяйствам «ПоСЕОР» и «ЛельАгроТур», однако договоры оформить «забыл». Документы на сдачу в аренду еще 21 водоема площадью 203 гектара заключены без согласования с районным Советом депутатов.


Случается и так, что арендную плату хозяева водоемов почему–то вовсе не берут. Подобные факты выявлены в Брестском, Кобринском, Каменецком и Лунинецком районах.


Голос из аквариума


Чтобы обеспечить жителей Брестчины рыбой, ее нужно не менее 26 тысяч тонн в год. Статистика красноречива: в 2008 году выловлено только 5,1 тысячи тонн. Капля в море...


Основная причина мизерного улова точно была названа на коллегии. Это — несоблюдение технологии выращивания, в том числе кормления. Кроме того, в рыбхозах карпов да толстолобиков беззастенчиво воруют.


— В области нет должной координации и контроля за выполнением республиканской программы развития рыбной отрасли, — называет еще одну проблему начальник управления КГК Брестской области Николай Расич.


Срыву производственных планов «помогают» магазины: организация работы по реализации прудового урожая не выдерживает критики. Например, в торговых точках Бреста установлено всего лишь 20 аквариумов по продаже живой рыбы. И продается она там вяло. Например, в 6 магазинах крупнейшего в городе торгового предприятия за 10 месяцев реализовано всего 26 тонн. Видимо, покупатели привыкли искать рыбу в других местах.


Торговцы говорят: невыгодно! Аквариум стоит минимум 3 миллиона рублей, а в день покупают в лучшем случае 30 килограммов. Добавьте сюда сложности с соблюдением температурного режима воды: требуется плюс 10 градусов, а из крана течет почти плюс 16...


В свою очередь, у торговли есть претензии к рыбхозам: в себестоимость продукции те закладывают растущие и не всегда оправданные материальные затраты. Магазины, в свою очередь, выставляют максимальные торговые надбавки в 23 процента — и цены кусаются. Кто купит «золотого» карпа? Этот вопрос поставил бы в тупик и воспетого Щедриным премудрого пескаря...


Компетентное мнение


Викентий Завадский, заместитель директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода:


— В Брестской области выращивают 40 процентов рыбы от общего количества по стране. Выращивать научились, да и ассортимент присутствует. Проблема в том, как продать продукцию. Управление торговли Брестского облисполкома распределило: 85 процентов должны реализовать рыбхозы и только 15 процентов — торговля. Такого нет ни в одной области. В Витебской, Минской, Гродненской большая часть рыбы реализуется через магазины. А на Брестчине продавцы из рыбхозов вынуждены стоять в жару и мороз на улице, чтобы реализовать то, что вырастили и выловили. В магазинах области неохотно берут не только живую рыбу. Там отказываются и от охлажденной во льду, мороженой, копченой, которую в Березовском районе производит рыбхоз «Селец».

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter