Молчание каменных «пришельцев»…

На  валунах  можно  найти  даже  «автографы»  древних  балтов

На  валунах  можно  найти  даже  «автографы»  древних  балтов

В Беларуси на сегодняшний день объявлено 914 памятников природы республиканского и местного значения. Все они в процессе инвентаризации пройдут комплексное обследование и получат соответствующие паспорта. Одним из первых регионов республики, где ученые уже почти полностью провели «перепись» природных памятников, стала Минщина. В прошлом году в столичной области было обследовано 64 геологических и ботанических объекта, больше половины из которых (36) — геологические памятники природы республиканского значения: валуны, обнажения геологических пород и редкие элементы рельефа. 

Геологические объекты — особые памятники природы, многие из них были взяты под охрану достаточно давно. Так, например, некоторые валуны, расположенные в западных районах Беларуси, получили свой особый статус еще при Польше, в 1935 году. Большинство же геологических памятников было выявлено и обследовано сотрудниками Института геохимии и геофизики НАН Беларуси в 70—90-е годы прошлого века. С течением времени такие памятники мало изменились, однако требовалось уточнение их точного месторасположения. Здесь порой возникали курьезные ситуации. Рассказывает географ Игорь Рудаковский, руководивший работой по инвентаризации особо охраняемых природных территорий: 

— С 1963 года в Борисовском районе как памятник природы значилось обнажение «Мурова» — выход на поверхность межледниковых слоев торфяника. Но прежде чем мы его нашли, пришлось осмотреть около десятка глубоких оврагов. А обнаружили этот памятник природы уже на территории соседнего Березинского района. Когда приехали повторно, также искали его довольно долго. Обнажение «Мурова», кстати, интересно тем, что содержит остатки 121 вида деревьев, кустарников и трав, произраставших на Земле 75—115 тысяч лет назад. 

Нередко подобные геологические объекты подкидывают ценные данные и историкам. Так, 40 лет назад при первом обследовании обнажения «Студенец» на южном берегу озера Нарочь были найдены свидетельства стоянки древнего человека. Наконечники стрел, скребки, резцы и другие орудия труда имеют возраст 11 тысяч лет. 

Однако, чтобы увидеть какой-либо уникальный памятник природы, необязательно лазить по березинским оврагам или ехать на Нарочь. Есть такие объекты и недалеко от Минска. Проезжая по гродненской трассе в районе деревни Раков, многие обращали внимание на огромный каменный выступ, торчащий на возвышенности прямо у дороги. Это ледниковый конгломерат, или, другими словами, массивный (весом около 100 тонн) кусок зацементированного природой песчаного материала. Образовался он примерно 150 тысяч лет назад. 

К геологическим памятникам относится и единственная в Беларуси естественная пещера. Точнее, она входит в состав памятника природы «Холмы Речкинские» в Вилейском районе. Пещера имеет узкий вход и видимую длину 2 метра (кто знает, сколько еще невидимо?). Напротив пещеры, ниже по склону, разбросаны каменные столбы, которые сами по себе являются памятниками природы. Что-то подобное у нас сложно отыскать. 

Самыми же многочисленными геологическими памятниками природы являются валуны. Их, конечно, больше, чем пещер или «каменных пальцев», — только в Минской области в 2006 году уточнялось местоположение по 25, но это не уменьшает их ценности. 

— Пришли к нам валуны вместе с ледником из Скандинавии примерно 150—220 тысяч лет, — говорит Игорь Рудаковский. — По их составу (а это, как правило, специфические для Беларуси горные породы) можно примерно определить, откуда именно: из Ленинградской области, например, или из далекой Швеции.  «Пришельцы» также могут подсказать, где зародился принесший их ледник и как он двигался. 

Больше всего валунов Минщины найдено на севере региона и в центральных районах — до нижней границы предпоследнего оледенения. Не так давно валун найден глубоко в лесу в Стародорожском районе. Но пока он не изучен и памятником природы не объявлен, самым южным в Минской области остается валун в Узденском районе. Точнее, валуны, так как их два. И оба огромные — более крупный имеет размеры 7 на 4 и на 1,5 метра! От валунов произошло и название соседней деревни — Каменное. 

Один из самых больших (и тяжелых) — «Чертов камень», принесенный ледником из-под Выборга в лес на Воложинщине. Весит он больше 120 тонн. Такие валунищи нечасто встречаются даже «на родине» — средняя масса каменных памятников природы порядка 30—40 тонн. Неудивительно, что «Чертов камень» окутан легендами. 

Хотя богатым устным народным творчеством в свою честь может похвастаться почти каждый «камешек». Некоторые из валунов называют «быками» или «волами» — мол, были животные настоящими, а по каким-то причинам стали каменными. «Быки-валуны» в Борисовском районе срослись вместе, согласно легенде в них превратился крестьянин из деревни Мстиж и его волы за то, что работали на Пасху. С тех пор уже никто на том поле не решился сеять, и место заросло лесом… 

Недалеко находится еще один примечательный валун — «Князь-камень». Этот «камешек» с характером: правда или нет, но рассказывают следующее. Во время Северной войны, накануне очередного боя, о нем непочтительно отозвался один из военачальников шведов: мол, лежишь тут на пути. И через два дня обидчика нашли убитым прямо у подножия «Князь-камня». По другой версии, в камень превратился шведский князь за то, что он и его подручные осквернили церковь… 

Среди валунов немало и тех, которые согласно преданиям приносят любовь. Подобными легендами, в том числе и не совсем приличными, овеян «Святой камень Бузуновский». Знаменит своими «амурными чарами» и «Камень любви», лежащий в лесу недалеко от Минска (у железнодорожных станций Крыжовка и Зеленое). Оба эти камня в древности имели культовое значение. 

Наиболее почитаемыми валунами у наших предков были «Борисовы камни». Пять из них находятся в долине Западной Двины на Витебщине, и один — в селе Камено Вилейского района. «Борисовы камни» — это большие валуны с высеченным на них крестом и надписью: «Господи, помоги рабу твоему Борису». Датируются такие просьбы XII веком. Считается, что они были сделаны во время сильных засух. «Воротищин крест» почитался особо — кроме древних знаков, он имеет еще и форму колокола. 

Не менее ценны для историков и «Каменные волы Стеберякские». На четырех из них (всего пять) хорошо сохранились древние знаки — пример своеобразной наскальной живописи, которая до этого на территории Беларуси не отмечалась. Есть основания предполагать, что нанесли знаки представители балтских племен в IV—VI веках. 

Рассказывая мне об этих камнях, ученые попросили не указывать место их расположения, опасаясь за сохранность уникальных памятников природы. Хотя при обследовании валунов все же было отмечено больше позитивных примеров их охраны — многие аккуратно огорожены, территория вокруг приведена в порядок. В некотором смысле валунам повезло больше, чем другим памятникам природы, — они меньше всего подвергаются воздействию человеческого фактора. Но и им нужна охрана, ведь ничто не вечно под луной, даже камни. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter