Молчанье, что красноречивей слов

Зачастую глаза, выражение лица, движение тела, жест выражают гораздо больше, чем произнесённые вслух слова. И потому немая грация человеческого тела, имя которой пантомима, говорит на всех языках. Этим необычным и таинственным искусством уже на протяжении 7 лет занимается неординарный молодой человек Павел Савченко, живущий в городе Речице. Недавно вся Беларусь могла наблюдать на телеэкране его рассказанную пластикой тела историю. Веселый и весьма разговорчивый, что, пожалуй, и свойственно мимам, всегда молчащим на сцене, этот парень при общении просто заряжает всех окружающих своей энергией, которая, кажется, постоянно бьет в нем ключом. В 17 лет Павел Савченко пришел в театральную студию при Мозырском драмтеатре имени И.Мележа, где парня экстренно ввели в спектакль-сказку, и через неделю он уже был на гастролях. За два года учебы и работы в студии большое влияние на начинающего актера оказали старожилы театра: Ю.Хает и А.Лазаровский. В то время у Павла и родилась идея моноспектакля с элементами пантомимы. Родник этот открыла, можно сказать, театральная студия "Живая шляпа", работающая во Дворце культуры и техники "Нефтяник". Именно здесь с режиссером Н.Демидович и руководителем студии Д.Янчиком и началась работа Павла по открытию для себя пантомимы. Они перевернули горы литературы, фильмов, статей и в итоге выполнили все требования К.С. Станиславского, но только средствами пластики, мимики, жеста. Тогда Павел впервые получил возможность выйти на сцену в роли Пьеро в нескольких пантомимических номерах. Потом было совместное освоение еще одного жанра -- театральной клоунады. Примером наиболее удачного синтеза пантомимы и клоунады стали спектакли "Грехопадение" и "Цирк Принтинпрам" по творчеству Даниила Хармса. К слову, спектакль "Грехопадение", где Павел Савченко сыграл одну из главных ролей -- Мастера Леонардо, принес коллективу народной театральной студии "Иллюзион" (в прошлом "Живая шляпа") звание дипломанта 2-й степени на фестивале любительских театров и специальный диплом режиссеру Н.Демидович в номинации "За лучший творческий эксперимент". -- Мим, -- говорит Павел, -- это яркая личность, обладающая даром перевоплощения. Общаясь в некоем воображаемом кругу, он открывает для себя двери иных миров и, проходя в них, пластикой выражает свое понимание увиденного. Такой человек мыслит нешаблонно, анализирует, ищет глубинный смысл вещей, и ему есть что сказать другим. Внутреннее наполнение требует выхода, превращаясь на сцене в безмолвный диалог с миром. Темы приходят из пережитого, превращаясь в картины нашей жизни, обретая аллегорический смысл. По словам Константина Райкина, мэтр Марсель Марсо открыл в свое время двери в пантомиму, а потом сам же их и закрыл. Им было сделано так много в пластическом искусстве, что теперь очень трудно искать собственный путь. И в этом смысле отсутствие в Беларуси школы профессиональной пантомимы, как ни странно, возможно, даже приносит свою пользу, считает Павел. Ты, поставленный в жесткие условия, можешь самостоятельно мыслить и развиваться. Ситуация сродни той, когда учат плавать, бросая в воду. А, основываясь на академической пантомиме, всегда можно творить свои варианты. Поэтому Павел Савченко сейчас исследует для себя область мистификаций, своеобразного шаманства, мистики Востока и ночных таинств, что сродни сказкам Шехерезады. Пробует соединять классическую пантомиму с элементами шоу, планирует поработать и в стиле японского театра Кабуки. Есть у Павла и своя задумка -- воплотить в жизнь на сцене образ черного Пьеро, который будет отличаться от привычного нам, белого, злым, вздорным, но смешным характером, родившимся в мире темноты. Ведь мы же хохочем, глядя на все время сердящихся героев Луи де Фюнесса. Образ же Бипа -- маленького человека, созданного Марселем Марсо, кажется, вмещает в себя любые картины нашей жизни. Создал Павел при народной театральной студии "Иллюзион" свой маленький театр, назвал его "Черный-белый панда". Потому, наверное, что отражает в своих этюдах и темные, и светлые стороны жизни, а панда -- такой же редкий вид, как и пантомима. При всем при том будущее парня -- в полной темноте. Нужно бы еще полтора года доучиться в Гомельском высшем художественном училище живописи, однако быть студентом ему не по средствам. В Минске есть два театра пантомимы "Рух" и "Инзест", но как попасть туда хотя бы на просмотр талантливому речицкому миму? Правда, выступление Павла по телевидению вызвало целый шквал звонков от друзей и знакомых, но время, увы, проходит, впечатления стираются. Есть у Павла желание сделать собственный моноспектакль, включив в него все наработки последних лет, благо в этом заинтересованы и во Дворце культуры и техники "Нефтяник". Кстати, в этом дворце выступает Павел и с номерами театральной клоунады в еженедельной детской шоу-программе "Попкорн". Однако постоянной работы нет. Некоторую надежду дает перспектива регистрации мим-театра. Это, правда, еще не решение проблемы, но сказано ведь, что дорогу осилит идущий. А свой путь Павел нашел.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter