Мокрый экстрим.

Мастер-класс по вождению в мокрый снег корреспонденту “НГ” дал руководитель школы экстремального вождения Сергей Овчинников.

Водители чаще опасаются гололеда, хотя управлять машиной во время снега, смешанного с дождем, ничуть не легче. Появляются две основные проблемы — уменьшается сцепление с дорогой и ухудшается видимость. Преодолеть эти проблемы мы попытались вместе со специалистами из школы экстремального вождения.

Связь с дорогой

Практически все водители знают о резком снижении сцепления колес с дорогой в начале дождя или мокрого снега. Капли воды смачивают грязь на асфальте, и между колесом и асфальтом образуется тонкая скользкая пленка. На таком покрытии автомобиль гораздо хуже “держится”, увеличивается тормозной путь и ухудшается управляемость. Вода постепенно смывает грязь и сцепление улучшается. При движении со скоростью 50 км/ч на сухом покрытии тормозной путь около 20 метров, а на мокром — 30.
Когда асфальт начинает подсыхать, сцепление колес с дорогой снова резко уменьшается — грязь из микроуглублений в асфальте опять выносится на поверхность дороги. Сцепление с дорогой ухудшается не так сильно, как в начале дождя, но в экстремальных ситуациях оно ощутимо. Особенно опасна мокрая дорога, когда температура воздуха приближается к нулю. Местами может образовываться наледь, а определить ее во время движения не так просто.

Где подстерегает опасность?

Хуже всего “держит” новый асфальт. Во-первых, он “жирный” от битума, во-вторых — гладкий, еще не образовались микронеровности, куда может уходить вода.
Скользкой становятся брусчатка и булыжная мостовая.
Бетонка держит машину лучше — нет битумной смазки, и ее пористость позволяет воде и грязи уходить вниз.
Сцепление на плитке может быть хорошим, если она шероховатая, или, наоборот, слабым, если гладкая.
Скользко в местах пересечения с грунтовой дорогой, так как грязь выносится на дорогу выезжающими автомобилями. Если подъезжаете к объектам строительства, также ожидайте, что покрытие скользкое, грузовики выносят грязь на асфальт.
На грунтовке во время дождя или мокрого снега дорога более скользкая. Внимательно следите за внешним видом покрытия — более темные места могут быть участками глины или грязи. Если грунтовая дорога блестит, то скорее всего она в этом месте более “жирная”, а потому и скользкая.

Езда на водных лыжах

Благодаря соли и специальным реагентам вода на дороге может не замерзать даже при минусовых температурах, но и такое покрытие таит опасность для водителя. Если автомобиль отказывается тормозить и не реагирует на повороты руля, значит, он попал в аквапланирование. Чаще всего в таком случае сносит переднюю ось. Задние колеса двигаются по более сухому покрытию, так как передние “разрезают” воду. Но когда автомобиль движется по дуге поворота, каждое из колес имеет свою траекторию и быстрее занесет задние колеса, поскольку нагрузка на них меньше. Аквапланирование может возникнуть уже на скорости 60 км/ч. Почувствовать его можно по “легкому” рулю. Он становится как бы пустым и не реагирует на небольшие движения. Бороться с аквапланированием помогает плавное снижение скорости.

Видимость

Когда на стекло упали первые капли дождя или снега, не нужно сразу включать дворники, иначе грязь размажется по лобовому стеклу и ухудшит видимость. Лучше подождать, пока стекло полностью станет мокрым, или воспользоваться стеклоомывателем.
Ночью капли воды на стекле создают небольшие линзы, ослепляющие водителя. Снежная или дождевая завеса, освещенная светом фар, также создает ослепляющий эффект, не говоря о блеске асфальтового покрытия от фар встречных автомобилей. В этой ситуации лучше всего снизить скорость до безопасной.
Перед посадкой в автомобиль не поленитесь очистить от снега и капель воды лобовое стекло, особенно в местах, которые не достают стеклоочистители, заднее и боковые стекла, а также наружные зеркала заднего вида. Если стекла запотели, не нужно их протирать тряпками — остаются разводы. Лучше просушить стекла потоком горячего воздуха от отопителя, немного приоткрыв окна для удаления влаги из салона.
После посадки в автомобиль во время даже небольшого снега или дождя обязательно вытрите ноги о коврик, иначе в самый неподходящий момент подошва может соскользнуть с педали. И не забудьте включить ближний свет фар — ваш автомобиль станет более заметным на дороге.
Помните, умный найдет выход из любой ситуации, а мудрый в нее не попадет.
Желаем не попадать в экстремальные ситуации!

В обычных условиях грузовой автомобиль остановить сложнее из-за большей массы, не очень хороших шин и тормозов. Зато при движении по воде и при мокром снеге большая масса не позволяет возникнуть аквапланированию и автомобиль довольно резко тормозит на мокрой дороге, в то время как легковой из-за аквапланирования “плывет”. Поэтому бывают случаи, когда грузовик догоняет хороший легковой автомобиль с современной системой АБС.

В тему

Пора  переходить на зимний стиль

В ближайшие сутки на отдельных участках дорог ожидается гололедица. Госавтоинспекция рекомендует по возможности воздержаться от поездок и воспользоваться общественным транспортом, особенно это касается молодых неопытных водителей.
— В связи с ухудшением дорожной обстановки сотрудники ДПС ГАИ переведены на усиленный вариант несения службы, — сообщил начальник ОГАИ Первомайского района Минска Вячеслав Гаврош. — В “часы пик” выставляются посты с привлечением добровольных дружинников на наиболее опасных и сложных участках дорог, в первую очередь для того, чтобы регулировать поток машин и не создавать заторовых ситуаций.
Особой бдительности требует зимняя дорога и от водителей. Двигаясь по влажному и заледенелому асфальту, следует выбирать более сдержанный тип вождения, избегать выезда на полосу встречного движения, резких разгонов и торможений. Будьте особенно внимательны и снижайте скорость вблизи пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, учебных заведений, рекомендует Госавтоинспекция. Дорожный знак “Гололедица”, предупреждающий об участках дорог, на которых возможны снежные заносы, ледяные или снежно-ледяные образования, также должен стать сигналом для снижения скорости, увеличения дистанции до других автомобилей и боковых интервалов.
Пешеходам ГАИ рекомендует проявлять максимум внимания и осторожности при пересечении проезжей части. На скользкой дороге остановочный путь увеличивается в разы, поэтому ступайте на пешеходный переход, только заранее убедившись, что водители вас пропускают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter