«Мои три Т — труд, терпение и талант»

Рената Грицкова – про «Тихий центр», работу с актерами и идеальные пробы

Режиссер Рената Грицкова – про сериал «Тихий центр», работу с актерами и идеальные пробы

Режиссер Рената Грицкова привлекла к себе внимание еще дипломной работой «Утро очень хорошего зимнего дня» по Даниилу Хармсу. В своем первом короткометражном игровом фильме выпускница мастерской Виктора Турова смогла собрать блестящий актерский состав – Бориса Невзорова, Виктора Манаева, Валерия Филатова. Рената Грицкова из тех режиссеров, которые не боятся поднимать сложные темы с неоднозначными и порой неразрешимыми вопросами – тему малолетних преступников в документальной картине «Зона. Осторожно дети», тему инцеста в психологической драме «Инсайт». Скоро на телеэкраны выйдет четырехсерийная картина «Тихий центр» по роману белорусской писательницы Тамары Лисицкой. О новой работе, и не только, наша беседа с режиссером.

— Рената Викторовна, кто ваши учителя в профессии?

— Прежде всего, конечно, Виктор Тимофеевич Туров. Это он придумал первый национальный курс кинорежиссеров в Белорусской государственной академии искусств. Виктор Тимофеевич много сил и времени отдавал нам, привлекал к работе лучших педагогов, лучших актеров белорусских (и не только белорусских) театров, которые всегда охотно делились с нами своим опытом, снимались в наших студенческих работах. Все они поддерживали идею Турова, потому что знали: надо растить своих. Но так случилось, что когда мы поступали, был подъем в кино, а когда закончили – наступил тот самый «период малокартинья». Снимать стало невозможно, и многие мои однокурсники ушли из кино.

— А как вам удалось остаться в профессии?

— Мне повезло, что я женщина, была замужем, и у меня не было острой необходимости зарабатывать. В тот период я открыла для себя документальное кино и стала сотрудничать с «Белорусским видеоцентром». В своих фильмах «Зона. Осторожно дети», «Семейный блюз под звуки окарины», «Скора летца мiнецца...», «Валентина Королева. Веселая вдова», «Варвара Прекрасная» и других я попробовала себя в новом амплуа. Это была серьезная школа. Невыдуманные пронзительные истории научили меня быть внимательной к деталям, нюансам, ценить импровизацию и неожиданные решения, которые подбрасывает тебе реальная ситуация, научили уметь разглядеть в частном общее и, главное, видеть в каждой истории суть – самого человека. Я получила бесценный опыт общения с героями своих фильмов, который и сейчас мне помогает в работе, и не только.

— Чувствуете ли вы, что вписали себя в определенное режиссерское амплуа, определенный стиль и жанр?

— Мне по-прежнему интересны все жанры и стили. Другое дело, я знаю, что у меня получается лучше. Но если вдруг увлекаешься материалом, то тогда ни стиль, ни жанр уже не имеют значения, остается только история, которую хочется рассказать ярко и талантливо.

— А в чем состоят трудности съемок сериалов?

— В объеме. Количество событий, персонажей и серий требуют не только выносливости, но и бдительности – нельзя ничего упустить, спустить на тормозах, перепутать, потому что снимается все чаще всего шиворот-навыворот. А в остальном мое отношение к сериалу, во всяком случае к нашему «Тихому центру», такое же, как к полноценному фильму: у меня свои три Т – труд, терпение и талант.

— Как правило, сериал – это формат с точной ориентацией на определенного зрителя. Какой у вас был прицел?

— Мы рассчитываем на широкую аудиторию, так называемую семейную. Основанием для этого в первую очередь является популярность одноименного романа Тамары Лисицкой, который выдержал уже не одно переиздание, а также вышеназванные три Т всех коллег-соратников, работавших в нашем проекте. Поэтому, я надеюсь, у нас и получилась нежная и добрая история, история для людей и про людей.

— Правда ли, что в фильме рисуется портрет режиссера?

— Портрет рисуется, но групповой. Над фильмом работает много людей, и каждый вносит что-то свое. На «Тихом центре» у меня были замечательные соавторы: оператор Виктор Бондарович, художник Игорь Хруцкий, художник по костюмам Нина Гурло, художник по гриму Оксана Кукарцева, монтажер Валентина Ивановская, композитор Виктор Копытько и многие другие.

— Как долго подбирали актерский состав?

— Долго, потому что хотелось собрать лучших. И, на мой взгляд, актерский ансамбль у нас в картине удачен, все на своих местах — артисты Купаловского театра Зинаида Зубкова, Тамара Миронова, Светлана Аникей, российские актеры Сергей Юшкевич, Варвара Андреева, Максим Радугин…

— Вам обязательны пробы, чтобы утвердить актера на роль?

— Обязательны. Даже если я хорошо знаю актеров по их работам, постоянно хожу в театры, смотрю фильмы, знакомлюсь. Известные актеры и неизвестные – все в равном положении, потому что пробы – это не блажь режиссера. Человек должен подходить на роль и по типажу, и по энергетике, и по своим возможностям, должен вписываться в ансамбль. И, в конце концов, не очень хочется работать с теми, кто не находит времени прийти на пробы.

— Кому принадлежит идея отдать роль Алеши Дмитрию Сенину, актеру с синдромом Дауна?

— Познакомившись с московским «Театром простодушных» Игоря Неупокоева, сказать, что я была потрясена, ничего не сказать. Режиссер ставит Хлебникова с актерами, у которых синдром Дауна! Мы сняли пробы трех мальчиков и в итоге остановились на Диме Сенине. У этого мальчика явное актерское дарование.

— А сложно ли было с ним работать?

— Это особенный актер. Но не могу сказать, что он требовал какого-то отдельного внимания: всегда собран, подготовлен, работо-способен, если что-то не получается на его взгляд, попросит дубль. Группа его обожала. А он – всех красивых девушек на площадке. С Димой потрясающе работала его партнерша Зоя Антонова, недавняя выпускница Академии искусств. Они и после съемок продолжают общаться, созваниваются. Когда у Димы были сложные сцены, он обращал на себя внимание фразой: «Люди, ну поддержите меня». Мы аплодировали ему, и у него сразу все получалось. Вот такой открытый и искренний человек.

— А какие указания вы даете актерам перед съемками?

— Ни в коей мере я не даю актерам указаний. И вообще, я не сторонница пространных монологов, дискуссий на площадке. Возвращаясь к пробам: точный кастинг дает возможность не разбирать роль на площадке, а развивать. А для этого со «своим» артистом порой достаточно просто переглянуться. И вообще, в идеале, хочется работать в коллективе, где тебя понимают с полуслова. Но это полуслово всегда должно быть у режиссера.

На снимке: режиссер Рената ГРИЦКОВА с актером Сергеем ЮШКЕВИЧЕМ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter