«СГ» выясняла, как формируются цены на траурную церемонию, на чем ушлые предприниматели «навариваются» и за что в принципе нельзя брать деньги

Могильные холмы из дензнаков

В каких случаях за место захоронения просят свыше 40 миллионов? Кто пользуется беспомощным состоянием родственников при оплате ритуальных услуг? 

ПРЕДПРИЯТИЯ и люди, которые оказывают эти услуги, без работы не останутся никогда. И это логично: жизни свойственно не только начинаться, но и заканчиваться. В первом и втором случаях, как говорят, денег не жаль. Жаль, что иной раз находятся те, кто  готов на чужом горе в свой финансовый рай въехать. На таких, по ее мнению, хапуг нарвалась, к примеру, наша читательница из Заславля, которой  за похороны родственника предложили заплатить более  20 миллионов рублей. И это не считая поминального стола. Корреспонденты «СГ» выясняли, как формируются цены на траурную церемонию, на чем ушлые предприниматели «навариваются» и за что в принципе нельзя брать деньги.


По факту и бесплатно


В лихие 90-е особо обеспеченные думали не только о дне нынешнем, но и последнем, который, увы, рано или поздно, но наступит обязательно. Поэтому вполне нормальным считалось заранее приобрести участок на кладбище, а потом еще и хвастаться «элитными квадратами» перед собратьями. Сегодня такой бизнес не «катит». Закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что участки для захоронения бесплатно предоставляются по месту рождения умершего, по последнему месту жительства его либо лица, взявшего на себя организацию погребения, а также в случае захоронения рядом с близкими родственниками. Начальник участка по благоустройству и содержанию территории «Заславль» государственного предприятия «Жилищник Минщины» (на балансе этой организации находятся кладбища Заславля) Александр Шут поясняет:

— Сегодня в Заславле два кладбища. Одно из них закрытое, здесь разрешено лишь подзахоранивать родственников. 

— Но мы слышали, что места на здешних кладбищах продаются и стоят миллионы?

— Как и говорится в законе, есть четыре категории граждан, которым места предоставляются бесплатно. Размер участка везде примерно одинаковый — 2 на 2,3 метра. На нем можно похоронить усопшего и одного из его близких родственников. Но есть желающие  выкупить, к примеру,  четырехместный участок. И такое право у них есть на любом кладбище республики. В этом случае придется заплатить за дополнительную площадь. Расценки в каждом населенном пункте свои. 

Жителям Заславля за дополнительное место придется отдать 20 базовых величин за квадратный метр. Получается, что участок 2 на 2,3 метра, на котором и располагается два места, обойдется в 16 миллионов 560 тысяч рублей. Если последняя воля усопшего быть похороненным в Заславле, а при этом он никакого отношения к городу не имеет и не входит в четыре «бесплатные» категории, за участок придется выложить  50 базовых величин за квадратный метр.


Покойник в доме, агент на пороге


Участок, как видим, не самая большая головная боль. Что же еще входит в похоронный «прайс», что стоит дороже всего. Как не потеряться в бесчисленных предложениях  рынка ритуальных услуг, который предложит все что хочешь —  от выноса гроба до последующей установки надгробного памятника. Доступно ли все это в сельской местности? Председатель Хоревского сельсовета Пружанского района Алена Пстыга поясняет:

— Четыре наших сельсоветских кладбища на балансе КУПП «Коммунальник», у них  можно заказать все необходимое. Контора в райцентре, туда  и едут сельчане.  

Одна из самых дорогих статей расходов, когда похороны зимой, — копка могилы вручную. В Пружанах это свыше 717 тысяч рублей. За доставку гроба из магазина на дом просят около 237 тысяч, за присутствие на обряде с опусканием гроба в могилу — 620 тысяч, за вынос усопшего — от 159 до 177 тысяч рублей в зависимости от этажа.

Конечно, для только что потерявших близкого человека подготовка к похоронам — немалый стресс. Поэтому появились агентства, которые готовы взять все хлопоты на себя: для родственников разработаны как целые пакеты услуг, так и индивидуальные «программы» от агента. Например, государственное предприятие «Белсудэкспертобеспечение», филиалы которого есть во всех регионах, предлагает три пакета: «социальный» обойдется примерно в 4 миллиона 860 тысяч, «стандартный» — чуть больше 6 миллионов, «ВИП» — почти 10 миллионов 600 тысяч рублей. Расценки тоже заметно в таком случае разнятся. К примеру, подготовка тела для состоятельных родственников стоит миллион 200 тысяч рублей, для более ограниченных в средствах — 600—800 тысяч рублей. Вынос гроба и сопровождение его до места погребения в одном случае миллион 250 тысяч, в другом — миллион. Почему такая разница? За комментарием обращаемся по одному из указанных номеров организации. В ответ удивленная диспетчер не смогла сказать что-то вразумительное:

— Это не совсем корректные вопросы, нам их не задают. И вообще, цены на сайте — неокончательные. Могут ведь возникнуть дополнительные расходы, если, допустим, требуется больше сил для подготовки усопшего.

Понятно, что родственники на разбежку цен изначально не обращают внимания. На это, видимо, и рассчитано в некоторых случаях. Для сравнения: в Заславле сотрудники частного магазина «Ритуальные услуги» готовы выкопать могилу за 2 миллиона 300 тысяч, пакет услуг, включающий еще и транспортировку, обойдется в 3 миллиона 600 тысяч рублей... 


Вплоть до преступления


Не стоит забывать, что Законом о погребении и похоронном деле предусмотрены пособия на погребение в размере средней заработной платы за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. Например, в октябре она составила 6 миллионов 870 тысяч рублей. 

Всегда ли хватает этих денег? Появились агентства, которые готовы организовать так называемые социальные похороны, не выходящие за рамки пособия. 

К неизбежным, скажем так, атрибутам  прощального ритуала придется тратить деньги и на дополнительные.  Только гроб, если он лакированный, потянуть может как на 2 миллиона 800 тысяч рублей, так и на 8 миллионов. Венки стоят от 70 до миллиона 200 тысяч рублей, кресты деревянные — свыше 100, металлические — от 250 тысяч рублей. Памятники — вообще отдельная статья расходов. Иной раз ценник на них превышает 30 миллионов, самые дешевые варианты — около 2—3 миллионов. При этом предлагают даже купить памятник, так сказать, на вырост — двойной, когда на одной части даты жизни и смерти  покойного, на второй — только дата рождения и данные, например, супруга. Дату смерти добавят «по факту»… Если ко всему этому списку добавить поминальный стол, отпевание усопших, молебен, то неудивительно, что для многих последний путь близкого тяжел не только в моральном плане, но и материальном…

Это только на руку мошенникам, которые хотят «навариться» на чужой утрате. Старший оперуполномоченный по особо важным делам главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Вероника Посметьева отмечает, что в правоохранительных органах статистику «ритуальных» дел не ведут, но такие случаи есть:

— Подобные преступления, к счастью, редки, но все же встречаются. Одни из последних случаев. Частная организация, у которой были филиалы в Брестской, Гомельской и Минской областях, обманывала клиентов, завышая цены на памятники и ограды. Дельцы заключали с покупателями договоры на одну сумму, а реальная же стоимость продукции была в разы ниже. Всего на удочку мошенников попались как минимум 100 человек — столько уголовных дел было заведено. Заработать лишнюю копейку был не прочь и судмедэксперт из Бреста. Он выходил на работу в выходные дни, что позволяло нелегально проводить экспертизу, а деньги проводить не по кассе, а класть в карман. Но самое громкое дело в нашей стране произошло около десяти лет назад в Могилеве, когда на уже закрытом кладбище нелегально торговали местами за 100—150 долларов. Причем захоронения проводились прямо в существующие могилы. Конечно, все эти дела сегодня раскрыты. 

Белорусский рынок ритуальных услуг и похоронных принадлежностей, как уверяют специалисты, на протяжении длительного времени остается стабильным. Естественная убыль составляет около 120 тысяч человек ежегодно, что лишь на руку тем, для кого похороны — бизнес. И, судя по тенденции и ценам в «последний путь», сюжет об острой конкурентной борьбе гробовщиков за усопшего клиента из знаменитого романа Ильфа и Петрова перекочевал в реальную жизнь.

borisovez@sb.by;

bizyk@sb.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter