Могилевские миллиарды: плюсы и минусы

Ох уж эти конкуренты! Со всех сторон напирают...

Ох уж эти конкуренты! Со всех сторон напирают. Не примешь контрмеры — вытеснят на задворки. В Горецком райпо, чтобы быть, как говорят, на плаву, пересматривают даже классические, казалось бы, годами выверенные подходы к решению задач. Плодотворно поработали в этом направлении в прошлом году.

— Увеличено, — констатировала в своем выступлении на отчетном Общем собрании представителей членов Могилевского облпотребсоюза заместитель председателя правления райпо по торговле и общественному питанию Инна Крупина, — число городских торговых объектов с применением компьютерных систем, которые помогают отслеживать и контролировать поступление, сроки реализации, остатки товаров как в разрезе товарных групп, так и по поставщикам. Оперативное изучение ситуации позволяет своевременно принять меры по насыщению магазина товарами, расширению их ассортимента, изучить спрос. Упустишь что-то из-под контроля — покупатели уйдут туда, где их лучше обслужат.

Открыты два отдела по продаже весовых кондитерских изделий, сухофруктов, чая и кофе. Реализация печенья собственного производства увеличилась в два раза.

В городском продовольственном магазине открыт отдел сувениров, где покупателю представлен широкий ассортимент сувенирной продукции, подарочные наборы из различных материалов, художественная литература, детские книги, развивающие интеллект игры. Нашлось место для комнатных цветов. Короче, выполняются запросы самого требовательного покупателя. Товарооборот отдела постоянно увеличивается.

Много сделано по развитию экономической эффективности общественного питания, что также сыграло важную роль в выполнении прогнозных показателей 2009 года.

Отметим: по итогам хозяйственно-финансовой деятельности Горецкое райпо не только в тройке лучших в облпотребсоюзе. Вместе с Могилевским и Чериковским вошло в пятерку лучших райпо потребительской кооперации республики.

Поменяв старые подходы на новые, несмотря на определенные трудности, связанные с последствиями экономического кризиса, успешно выполнило все прогнозные показатели и заняло первое место в области Чериковское райпо, которое возглавляет Валентина Песьковская.

Стабильную, эффективную работу демонстрировало в отчетном году Могилевское райпо, возглавляемое Татьяной Барлюговой. Получена прибыль в сумме 818 млн. рублей, рентабельная работа обеспечена как по общей деятельности, так и в разрезе основных отраслей.

— В условиях жесткой конкуренции, — делилась опытом заместитель председателя правления райпо по экономике Оксана Лихута, — уделяется большое внимание вопросам экономии и бережливости. Эта работа ведется целенаправленно и настойчиво. И если совсем недавно по отрасли «Торговля» удельный вес статьи «Транспортные расходы» составлял 4 процента, то за 2009 год он уменьшился до 1,72 процента. Такой показатель достигнут ежедневным, доскональным учетом-контролем за рациональным использованием транспорта, привлечением к ответственности лиц, виновных в неэффективном его использовании, сокращением простоев под погрузкой-разгрузкой. 90 процентов подвижного состава переведено на более дешевое дизельное топливо. Расширен собственный автопарк, что позволило отказаться от транспортных услуг сторонних организаций.

В целом за отчетный период сокращены расходы на реализацию в сумме 203 млн. рублей.

Заметно уменьшились в райпо затраты по энергоресурсам. Хорошую экономию дают децентрализация системы отопления, установка терморегуляторов, замена котлов на более эффективные, внедрение экономичных осветительных устройств. Постоянно ведутся пообъектные накопительные ведомости по электро- и теплоэнергии, списания запчастей, анализ которых дает возможность выявить перерасходы ресурсов, принять меры по их дальнейшему недопущению. Каждый подлежащий к оплате счет находится под личным контролем председателя правления и его заместителей. Результат заметен: расходы на содержание за 2009 год по торговле составили 1,1 процента, общепиту — 1,7, заготовкам — 0,34 процента.

Как обеспечить более эффективную работу торгового предприятия, увеличить товарооборот? Ответ на этот вопрос участники собрания получили у заведующей универсамом «Парковый» Шкловского райпо Натальи Гайсенок.

За 2009 год товарооборот «Паркового» составил 4,7 млрд. рублей. Темп роста в сопоставимых ценах к предыдущему году на уровне 137 процентов. В среднем месячный товарооборот составляет 400 млн. рублей. Для его получения в магазине организована продажа широкого перечня не только продовольственных, но и ходовых товаров бытовой химии, парфюмерии, синтетических моющих средств, предметов личной гигиены, посуды и даже печатных изданий.

В кафетерии магазина реализуются кондитерские и кулинарные изделия общественного питания и комбината кооперативной промышленности райпо. Покупателям предлагаются горячие и холодные напитки, мороженое, молочные коктейли, пирожные и торты с различными наполнителями, которые пользуются большим спросом. Среднемесячный товарооборот кафетерия увеличился до 15 млн. рублей.

В секции мясной гастрономии установлен аппарат для жарки кур гриль. Круглый год благодаря наличию аквариума продается живая рыба. В секции «Здоровые продукты» представлен широчайший ассортимент товаров детского, диетического и лечебного питания. Весь ассортимент магазина насчитывает более 12 тысяч разновидностей товаров. Чтобы не уменьшить, а, наоборот, увеличить число постоянных покупателей, активно проводятся акции продажи товара со снижением розничной цены. Два раза в месяц совместно с поставщиками для покупателей устраиваются выставки-дегустации продукции предприятий республики. И, как правило, объемы продаж товаров, представленных к дегустации, увеличиваются в два, а то и более раза.

Чтобы покупатели могли уточнить цену, получить другие сведения о товаре, в торговом зале установлен информационный киоск. В утренние часы работы, а именно с 8 до 9, каждому покупателю предоставляется скидка в размере одного процента от суммы покупки. Покупателю, совершившему одноразовую покупку на сумму 100 тысяч и выше, выдается накопительная дисконтная карта. При накоплении суммы покупок свыше 2 млн. рублей скидка предоставляется в размере 2 процентов, при 5 миллионах — 3 процента. За прошедший год сумма предоставленных покупателям скидок составила 2,8 млн. рублей.

Программное обеспечение магазина позволяет каждому работнику прилавка отследить движение товара и сроки годности, правильно сформировать заявку поставщику.

Как следует организовывать работу в условиях рынка, чтобы она постоянно давала хороший экономический эффект, говорили в своих выступлениях директор ЧУП «Могилевская межрайбаза» Александра Кахно, другие участники собрания. Они как бы дополнили доклад председателя правления Могилевского облпотребсоюза Сергея Шуркало, хотя и без этого отчет был насыщен глубоким анализом положения дел во всех сферах хозяйственно-финансовой деятельности, критическими оценками отдельных райпо, частных унитарных предприятий.

Если говорить в целом о результатах хозяйственно-экономической деятельности потребительской кооперации области по итогам 2009 года, то они заметны. Получена прибыль в размере 6,5 млрд.рублей — на 2,8 млрд. больше, чем в 2008 году. Все организации и отрасли сработали рентабельно. Своевременно и в полном объеме выполнены обязательства по оплате энергоресурсов, платежам в бюджет, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, кредитам. Сокращена просроченная кредиторская задолженность на 1,9 млрд. рублей.

По предварительной оценке итогов хозяйственно-финансовой деятельности за 2009 год, Могилевский облпотребсоюз вышел на второе место среди областей.

Отметив успехи, Сергей Шуркало обратил внимание участников собрания на ряд серьезных недостатков, которые имели место в системе потребкооперации, на неиспользованные резервы и возможности для более успешного решения поставленных перед облпотребсоюзом задач. Снижена, в частности, реализация товаров к предыдущему году по 16 товарным группам. Наибольшие потери допущены Шкловским, Быховским, Дрибинским, Хотимским, Осиповичским и Глусским райпо.

В общественном питании уменьшили объемы розничного товарооборота четыре райпо. При этом Быховское и Глусское райпо не выполнили прогнозные показатели третий год подряд. По выпуску собственной продукции на уровень предыдущего года не вышли Круглянское и Осиповичское райпо.

Мстиславльское и Дрибинское райпо проигнорировали открытие с минимальными затратами узкоспециализированных объектов типа «пиццерия». И проиграли. В общепите Кличевского райпо, например, после перепрофилирования кафе в пиццерию объем товарооборота составляет более 20 млн. рублей в месяц. А в Горецком райпо в кафе «Лакомка» после обновления ассортимента (сделали упор на 20 видов пиццы, блинчиков и десертов) достигли товарооборота 40 млн. рублей в месяц.

Если говорить о заготовках, то в этой отрасли, несмотря на принимаемые меры по объему заготовок лома черных и цветных металлов, задание по госзаказу обеспечено соответственно только на 94 и 65 процентов. Мало заготовлено грибов и клюквы. Имеются недоработки в кооперативной промышленности, организации сферы платных услуг.

Прибыль по системе облпотребсоюза была бы гораздо большая, а издержки меньшие, если бы все работали так, как в Чериковском, Могилевском, Горецком и ряде других райпо, где стараются взять на вооружение самое современное, самое передовое, без чего нельзя рассчитывать на успех.

Правление облпотребсоюза не удовлетворено отношением к делу отдельных руководителей и специалистов, их инертностью, нежеланием обогатиться нужными знаниями, опытом, чтобы применить при решении поставленных задач.

То, что правлению облпотребсоюза работе с руководящими кадрами надо уделить более серьезное внимание, отметил и председатель Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации Михаил Улезло. Нужно, подчеркнул он, более предметно заняться созданием резерва руководящих работников, в который должны входить люди с хорошими деловыми качествами, высокой профессиональной подготовкой, всесторонне проверенные в деле.

Поблагодарив кооператоров области в целом за неплохую работу в прошлом году, Михаил Михайлович высказал озабоченность Правления Белкоопсоюза ростом в облпотребсоюзе недостатка собственных оборотных средств. На 1 января 2010 года их отрицательное значение (без учета долгосрочных кредитов) составляло 51 млрд. рублей. Путь решения проблемы один — улучшение хозяйственно-финансовой деятельности. А этого можно добиться при условии, когда все райпо, все остальные подразделения потребкооперации начнут работать более рентабельно, с наименьшими издержками. Опыт такой работы в облпотребсоюзе есть, и он должен быть востребован на местах в кооперативных организациях.

На снимке: группа участников собрания (в центре — председатель правления Могилевского облпотребсоюза Сергей Шуркало и  председатель Республиканского комитета отраслевого профсоюза Михаил Улезло).

Фото: Николай КОМЛЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter