Могилевщина чувствует себя уверенно

За последние 5 лет Могилевская область заметно ушла вперед...

За последние 5 лет Могилевская область заметно ушла вперед. По итогам социально-экономического развития в 2010–м она заняла первое место среди областей и Минска и была занесена на Республиканскую доску Почета. В прошлом году впервые победила на «Дажынках». Какие факторы стали определяющими для развития региона? На этот и другие вопросы «Советской Белоруссии» ответил председатель Могилевского облисполкома П.М.Рудник.


— Петр Михайлович, давайте начнем с итогов.


— Хорошо. 2011–й, как все прекрасно знают, был трудным. Поэтому главным для нас было поддержать жителей Могилевщины. На мой взгляд, это удалось. В декабре прошлого года средняя зарплата в регионе составила 2 миллиона 627 тысяч рублей, что равно 315 долларам в эквиваленте. По этому показателю область на третьем месте в стране. Конечно, сумма недостаточная. В декабре 2010–го средняя зарплата составляла 478,8 доллара США. В прошлом году мы несколько раз корректировали задание по росту заработной платы. Планировали выйти на 3 миллиона к 31 декабря. К сожалению, немного не дотянули. Будем дорабатывать.


Несмотря на известные трудности, у нас многое получилось. В области появилось немало новых объектов соцкультбыта. В сентябре, например, в могилевском микрорайоне Спутник открылась новая современная школа. Это лучшее свидетельство тому, что власть не свернула социальные программы. Наоборот, делает все, чтобы людям жилось комфортно и без проблем.


Деньги, которые получают работники предприятий и организаций, из воздуха не возьмутся. Чтобы были средства, нужна стабильная работа промышленности. Я всегда говорю: надо учиться зарабатывать деньги. В том числе и работникам бюджетных организаций, чтобы дополнительные средства, полученные за счет коммерческой деятельности, шли на увеличение зарплат.


И все же лучшим источником пополнения бюджета, думаю, является создание новых предприятий. Когда в бюджет поступают дополнительные налоги, появляются деньги на социальные программы. Да и новые рабочие места, что немаловажно, создаются. В прошлом году в области появилось не одно новое производство. На бобруйском предприятии «Старая крепость» была пущена в эксплуатацию линия по производству детского питания — соков, пюре. В скором времени отечественным продуктом должна быть обеспечена как минимум половина внутреннего рынка. Что важно, в технологическом процессе используется исключительно белорусское сырье.


На местном сырье будет работать и строящийся сейчас завод иностранного общества с ограниченной ответственностью «ВМГ Индустри». Он начал возводиться в июле 2011–го. А в июле этого года — к Дню Независимости — уже будет выпущена первая продукция: клееные гнутые профили, древесностружечная плита, из которой потом будут собираться комплекты мебели. Все это поступит в продажу под торговой маркой IKEA. Новое предприятие, у которого 56 тысяч квадратных метров производственных площадей, разместится на 21 гектаре. Когда завод выйдет на проектную мощность, здесь будет производиться продукции на 150 миллионов евро в год. Вся она уйдет на экспорт. На нужды предприятия будут работать другие производства Могилевской области — поставлять фурнитуру, упаковку. Рядом со строящимся производством появятся еще два сопутствующих. Одно будет выпускать смолы для мебельной промышленности, второе — собирать корпусную мебель.


Сегодняшний реалистичный лозунг заключен в трех «и» — инвестициях, инновациях, инициативе. Мы же добавили еще четвертое «и» — импортозамещение. Если говорить о нем, то, конечно, надо в первую очередь вспомнить о предприятиях, открытых в Осиповичах. Действующий там вагоностроительный завод выпускает танк–контейнеры. А в конце прошлого года с конвейера сошел первый в Беларуси вагон–цистерна. На парфюмерно–косметической фабрике «Сонца» производятся стиральные порошки, моющие средства для посуды. Вскоре гамма продукции значительно расширится. Компоненты моющих средств пока импортируются. Следующий этап проекта: все, что возможно, производить в стране.


В конце прошлого года я участвовал в открытии второй очереди предприятия «Политекс». Там работают 128 человек, средняя зарплата — более 4 миллионов рублей. Предприятие производит шумоизоляцию для автомобильной промышленности — не только белорусской, но и российской. Сейчас инвестор готовится к тому, чтобы поставлять продукцию концернам Германии.


Скажу и вот о чем. В конце года на предприятии «Технолит» был открыт новый цех по механической обработке металла. Что приятно, применяемые там методы литья не имеют аналогов в мире. Это разработка нашей Национальной академии наук. Работают на небольшом заводе 200 человек. В декабре прошлого года средняя зарплата составляла 4,5 миллиона рублей. А к концу этого, по заверению инвестора, вырастет до 10 миллионов.


— А как обстоят дела на селе?


— Судите сами — впервые за 15 лет Могилевская область победила на «Дажынках». Есть еще одна победа, которая облегчит жизнь крестьян. По итогам 2011 года регион больше всех в стране заготовил кормов. Значит, будем и с молоком, и с мясом. Но рукоплескать не нужно. И по производству молока, и по производству мяса весь потенциал мы пока не используем. Всего несколько цифр приведу. На 1 января 2009 года в области насчитывалось 155 тысяч коров. В декабре прошлого — 170 тысяч. Прирост есть. Но наша кормовая база позволяет содержать стадо в 220 тысяч голов. Значит, есть еще над чем работать. Мы выработали такую стратегию: просто увеличивать поголовье неправильно. Ставку надо делать на крупнотоварное производство. На это мы и ориентируемся. В прошлом году сдали 15 новых молочнотоварных ферм с доильными залами. 10 из них в Шкловском районе, 3 — в Круглянском и по одной в Хотимском и Горецком районах. Всего в области 183 сельхозорганизации, занимающиеся производством молока. И в каждом СПК в этом году появятся современные производственные помещения. 15 новых ферм плюс реконструированные по поручению Президента.


На различных совещаниях, заседаниях я говорил и буду говорить: увеличение производства молока — не самоцель. В первую очередь — это деньги. Чем больше доярка станет получать молока от коровы, тем быстрее сельскохозяйственные кооперативы смогут стать самодостаточными. Когда заработанных ими средств хватит на зарплату, налоги, расчеты за топливо и еще останется на ремонт техники, к примеру. Следующий уровень — когда за счет большей производительности растет выручка. Идеал же — максимально эффективная работа, позволяющая платить работникам такую зарплату, чтобы у них и мысли не было уезжать из села. Достичь этого — задача, стоящая перед исполнительной властью. И мы в этом направлении двигаемся.


Под развитие села, кстати, в области разработано 36 программ, касающихся самых разнообразных аспектов производства. Порой меня критикуют, что, принимая программы, мы не прописываем источники их финансирования. Действительно, есть такой момент. Но, как мне кажется, главное — показать цель, к которой должны прийти по итогам пятилетки. Вот, например, программа «Рыбоводство». По медицинским нормам человек должен съедать в год 20 килограммов рыбы. Потребность области в ценном продукте — 20 тысяч тонн. У нас же пока есть лишь один рыбхоз «Свислочь», производящий в год около 500 тонн рыбы. Где выход? Если завозить из–за пределов страны, то с учетом транспортных расходов стоить она будет недешево. Мы решили выращивать рыбу у себя. В Горках к «Дажынкам» построим инкубатор, в котором получим малька. Там будут работать специалисты БГСХА, а студенты смогут проходить практику, набираясь опыта. В 6 районах организуем доращивание малька. Причем речь идет не о традиционных карпе или толстолобике — о форели. Чтобы добавить 1 килограмм веса карпу, ему надо скормить почти 4 килограмма комбикорма. Форели — меньше килограмма. Разница существенная. Правда, есть один нюанс. Карп может жить в любой луже — главное, чтобы его браконьеры не выловили. А вот форели нужна вода 13 — 14 градусов. При более высоких и более низких температурах рыба погибнет. Но и эта проблема решаема. Можно добывать воду из скважин с помощью так называемых устройств закрытого водоснабжения, переливать ее через бассейны, в которых содержится форель, а потом использовать на технические нужды. И в перспективе мы сможем получить форель не по 11 евро за килограмм, а по 3 — 4, как в Европе. В этом году в двух районах будем строить фактически мини–заводы по выращиванию рыбы. Каждый обойдется примерно в 30 — 50 миллиардов рублей.


Есть еще одна программа, которой уделяем пристальное внимание, — «Корма». Мы заготавливаем 3,5 миллиона тонн силоса и сенажа. Но когда проанализировали состояние сенажных ям, оказалось, что далеко не все из них соответствуют нормам. А это — потери, и немалые. Чтобы избежать их, решили строить современные сенажные траншеи. В прошлом году возвели 100 таких сооружений. На этот год запланировано 200.


— А вот интересно: все ли удается сделать из намеченного?


— Промышленное производство не столь быстро добавляет в общую копилку, как хотелось бы. Не избавились пока от отрицательного сальдо во внешней торговле. Этому есть, конечно, и объективные причины. Возьмем, например, СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». Вагонные тележки приходится закупать за пределами страны. Заработать валюту предприятие могло бы, продавая продукцию на экспорт — спрос большой. Но в прошлом году было принято решение: с учетом потребности Белорусской железной дороги все произведенные вагоны должны остаться на внутреннем рынке. В этом году ситуация должна выправиться. Очень солидное отрицательное сальдо — около 40 миллионов долларов — у открытого акционерного общества «Могилевхимволокно»...


Особо хотелось бы остановиться на строительстве. В прошлом году нам удалось ввести в строй 500 тысяч квадратных метров жилья. 2010 год заканчивали с 700 тысячами «квадратов». Откат явный... Но при этом на 2012–й области доведено задание в 389 тысяч квадратных метров, из которых лишь половина, а то и меньше, подлежит льготному финансированию. Есть и другие вопросы. В первую очередь — по программе «Ветхое жилье». В этом году для жильцов тех домов, которые находятся в аварийном состоянии, надо построить 380 квартир. А деньги есть всего на 140. Без дополнительного финансирования из республиканского бюджета проблему решить самостоятельно удастся вряд ли.


— Коль мы заговорили о строительстве, просится такой вопрос. Не получится ли, что из–за оттока строителей даже не со столь напряженными по сравнению с прошлыми годами планами не удастся справиться?


— Не думаю. Сейчас в области во всех организациях работают 26.800 строителей. В прошлом году их численность сократилась на 1.340 человек. Всего–то 5 процентов... Проблемы большой нет, но выводы делать надо. И меры принимать — в первую очередь платить такую же зарплату каменщикам, малярам, штукатурам, как в России. Местом, где строителям можно заработать, станут Горки. К «Дажынкам» там возводится масса объектов. Пожалуйста, приходите


и трудитесь. Не скрою, выгодно, чтобы строители работали дни и ночи. Чем быстрее они закончат объект, тем дешевле он в конечном счете обойдется. Словом, хорошо бы резко поднять производительность труда. Этого, однако, не происходит: темпы роста в строительстве в сопоставимых ценах в прошлом году составили 99,7 процента к уровню 2010–го. Получается, строителям надо не только заработную плату в России за эталон брать, но и подумать, как дома изменить подходы к труду, сделав его более эффективным.


— К нам в корпункт «СБ» часто поступают вопросы: а сложно ли в области получить работу людям, владеющим другими специальностями?


— Сегодня количество вакансий на 20 процентов превышает число безработных. Хотя год назад было наоборот. Как удалось переломить ситуацию? В 2011–м в области было создано 21.300 рабочих мест. Мы сегодня ставим задачу — создавать производства. Какие угодно. Главное, чтобы были инновации. Иначе может получиться, как с заводом искусственного волокна. Производство вискозных нитей давно устарело, модернизация не велась. Чем больше нитей там выпускали, тем больше убытка получали. Вот и приходится сейчас ставить крест на этом производстве. И трудоустраивать высвобождающихся работников. А производство сосисочной оболочки на этом заводе рентабельно — у него есть дальнейшие перспективы.


— Мне известно, что недавно работники торговли, выполняя ваше поручение, обеспечили магазины гречкой по 9 тысяч 550 рублей за килограмм — цена упала почти на 40 процентов. Существенно подешевели и другие продукты. Но вот такой жесткий подход не противоречит рыночным отношениям?


— Ни в коей мере. Государственное управление существует во всем мире. «Боинг», к примеру, не может продать ни одного самолета без согласования с госдепом. И если бы ситуацию на нашем продовольственном рынке пустили на самотек, трудно сказать, какие цены были бы в магазинах. Видя, что падают доходы населения, мы пытались максимально смягчить ситуацию. Договаривались с сетевиками, чтобы они снижали торговые надбавки, проводили ярмарки с дешевым товаром. Все принятые меры позволили более–менее безболезненно пройти трудности середины прошлого года.


— А то, что продукты питания вывозятся в Россию, наносит какой–то ущерб экономике региона? Как власть с этим борется?


— Идеально, конечно, было бы обойтись без такой «народной торговли». Чтобы ее ликвидировать, можно поднять цены. Но они должны соответствовать заработной плате. Нужно создавать такие рабочие места, где заработок был бы выше, чем в «челночном» бизнесе. Над этим власть работает. А пока — если для кого–то это единственный способ прокормить семью — пусть зарабатывает таким образом. Все равно этот бизнес временный. Главное, чтобы жители Могилевщины не почувствовали себя ущемленными. Спрос с торговли за то, чтобы прилавки постоянно были наполнены широчайшим спектром товаров, строгий.


— Петр Михайлович, хочется спросить еще об одной проблеме.  Да, в больницах Могилева делаются сложнейшие операции, установлено самое современное оборудование. Но вместе с тем в районах не хватает специалистов–медиков. Проблема решается?


— Частично. Возьмем Костюковичский район. В тамошней больнице — одной из лучших в области — делаются сложнейшие операции. И у населения никаких вопросов к власти нет. Как удалось решить проблему? Райисполком принял решение: давать приезжающим медикам служебное жилье, осуществлять различные доплаты. Это позволило привлечь специалистов из Минска, Гродно. Надо, чтобы во всех районах местная власть брала на вооружение опыт Костюковичей. Но пока есть недоработки.


— Могилев претендует на звание культурной столицы СНГ 2013 года. Какие обязательства это накладывает?


— Без культуры нет и не может быть развития общества. Именно поэтому нельзя на ней экономить. В прошлом году, несмотря на экономические проблемы, ни одного фестиваля не отменили. Хотя, не скрою, приходили ко мне некоторые люди и говорили: «Денег нет, давайте «Золотой шлягер» отменим». Мы на это не пошли. Жители области привыкли к песенному празднику. Зачем Могилеву терять визитную карточку, которой стал фестиваль? Другой вопрос, что по сравнению со «Шлягером» 2009–го из бюджета было выделено средств почти в два раза меньше. Как ни странно, фестиваль получился лучше предшественника. Мы делаем ставку на развитие фестивального движения. Уверен: в скором времени фестиваль «Александрия собирает друзей» станет вторым после «Славянского базара». Проходит он на берегу Днепра. Думаем, в скором времени он объединит участников из областей, через которые река протекает, — Смоленской, Гомельской, Черниговской, Киевской. Возможно, подтянутся Херсон и Николаев.


Об успехах в области культуры говорит и тот факт, что наша маленькая звездочка Лида Заблоцкая заняла третье место на детском «Евровидении». В конце прошлого года в Могилеве открылся филиал Национального театра оперы и балета. Ничего подобного нет ни в одном областном центре. И поскольку мы уверены, что на культуре экономить нельзя, предстоит сделать еще больше.


— И в заключение. Президент присвоил вам звание генерал–майора. Это как–то сказалось на вашей работе, стиле руководства?


— Почувствовал, как на плечах вместе с погонами появился дополнительный груз ответственности. Но одновременно, как бы это поточнее выразиться, ощутил, что стал более дисциплинированным. Этого же требую от подчиненных. Вообще, считаю, что дисциплина во всех смыслах очень помогает оперативно решать многие проблемы. Вот, к примеру, такой случай. 20 января в 18.00 мне позвонил председатель Бобруйского горисполкома и доложил об аварии на ТЭЦ–1. В мороз без тепла остались роддом, 2 детских сада, 2 школы и 38 домов — 3.000 квартир. Случилось тогда много неприятностей: порывы на трассах, в подвалах, рвало батареи в квартирах. Аварию мы устранили менее чем за сутки. Последний дом был подключен к теплу 21 января в 16.45. Сработали четко, по–военному. А как иначе, когда речь идет о людях? Я и мои коллеги по всей области чувствуем свою огромную ответственность за стабильность в регионе и стремимся делать все, чтобы люди жили комфортно, были уверены в завтрашнем дне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter