Есть ли в Беларуси мода?

Модный приговор

Прошлая неделя в Минске проходила под знаком любви к красивой одежде. Впервые Белорусская неделя моды (BFW–2018) провела свой сезон в культурном пространстве ОК16 на улице Октябрьской. Смена локации, как считают многие, чрезвычайно освежила мероприятие, добавив ему особой атмосферы и стиля. Одна участница нашей рубрики всю неделю любовалась дефиле и пришла к выводу, что высокая мода в стране определенно есть. Ее оппонент не хочет ничего слышать о белорусских дизайнерах. Он считает, что цены на их изделия неоправданно завышены, а идеи, увы, вторичны. Дорогие читатели, следите ли вы за новыми коллекциями отечественных модельеров? Чья позиция в данном споре вам ближе?

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО
Клошарный шик

Давай, Дмитрий, начистоту. Как завсегдатай рынка «Ждановичи» в высокой моде ты не разбираешься, и в этом нет ничего страшного. Не будем устраивать вселенскую драму из того, что модными трендами в стране интересуется еще меньший процент людей, чем культурой (а тут даже самые оптимисты дают нам не больше двух процентов заинтересованных). То есть при вполне себе благожелательном отношении к местным дизайнерам покупать у них дорогие изделия готовы единицы. Ознакомившись на прошедшей Неделе моды с ценами на некоторые штаны, платья и сумки, даже не знаю, жалеть «жертв моды» или восхищаться их достатком. На презентации новой коллекции Ивана Айплатова я видела очередь из селебрити за тренировочными штанами серого цвета а–ля «Свiтанак». Только в ГУМе подобные кальсоны стоят копейки, а в именном магазине Ивана — 200 рублей. Понимаешь? Есть бренд Aiplatov, и есть люди, готовые за него платить, среди них я видела великого ужасного дизайнера Владимира Цеслера, великолепную Татьяну Сулимову, загадочную Натали Роше и еще множество красивых людей с признаками лакшери на лице — что это, разве не мир белорусского fashion, по–твоему?

Это как с шоу–бизнесом. Все говорят, что его у нас нет, а Алексей Хлестов ездит на «Мерседесе» последней модели и караоке–клуб в столице открыл. Уж не говорю про Александра Солодуху, способного затмить своим блеском и сиянием любого Филиппа Киркорова. С прет–а–порте и от кутюр такая же ситуация: если тебя и твоих знакомых не было на прошедшей Неделе моды, вы не стояли в этих гигантских очередях на показы белорусских дизайнеров, не тусовались до зари на улице Октябрьской вместе с космической, разодетой в пух и прах молодежью — это не показатель, что белорусской моды не существует. Это означает, что вы от нее безнадежно отстали и не способны оценить по достоинству.

Приведу тебе экспертное мнение заядлого посетителя всех «фешнвиков» — Валерия Краснагира, редактора модного сетевого журнала. Специально для «СБ» он сформулировал мнение, почему именно в этом году Неделя моды в Минске состоялась: «Большой человеческий респект оргкомитету BFW — Янине Гончаровой, Климу Андрееву и команде волонтеров за выбор локации для показов, организацию пространства в культурном инкубаторе ОК16. За возможность лицезреть коллекции Людмилы Таракановой (TARAKANOVA), Анны Карениной (Anna K) и Ксении Романовой. Задача по интегрированию премиальной дизайнерской одежды в современную городскую среду и стимулированию развития streetstyle–культуры, которую ставили организаторы Belarus Fashion Week, была решена на отлично. Уход с казенной площадки «БелЭкспо» на отдаляющуюся на космических скоростях от «совка» Октябрьскую улицу резко приблизил BFW к мировым стандартам, по крайней мере, на уровне трендов и общего восприятия (не только профессионалами, но и далекими от мира моды обывателями). Такого количества и качества публики я не видел ни на одной из прошлых Недель моды. Теперь важно закрепить и развить этот успех».

Валерий, кстати, стал первым покупателем модной мужской шубы белого цвета из новой коллекции TARAKANOVA. «Сам рэпер Снуп Дог умрет от зависти», — так он прокомментировал свою обновку. Добавлю, что от подобной красоты забились бы в немом экстазе Филипп Киркоров, Тимати, Канье Уэст и даже Никита Михалков — известный поклонник шубочек. Витебский дизайнер Тараканова выстрелила в самое сердце модников, создав коллекцию многослойную, стим–панковскую. Ты ведь знаешь, Дмитрий, что сегодня, когда рэперам уже вручают Пулитцеровскую премию, выглядеть клошаром в сандалиях на босу ногу — это самый шик–блеск. Правда и то, что атмосфера на залитой солнцем и граффити улице Октябрьской царила в дни Недели моды просто карнавальная. Светские львы и львицы в фотоотчетах в инстаграм прилежно фиксировали каждого прохожего фрика с малиновыми волосами и в бомжатском плаще. «Минск, я тебя не узнаю!» — писали блогеры восторженные отзывы с модных показов. В эти же дни появился твит путешественницы из России, мгновенно облетевший все соцсети: «В Минске хорошо. В Минске: 1. Сыр санкционный, 2. Алкоголь продается ночью, 3. На улицах чисто, как в коммерческой больнице, 4. Колбаса из мяса, 5. Тепло, 6. Люди улыбаются». Давай, Дима, дожмем этот справедливый взгляд со стороны на наш город и седьмым пунктом добавим моду — стильные люди появляются! Этого нельзя отрицать. Как и бутики белорусских дизайнеров — они уже повсеместно. Зашла на днях в крупный торговый центр, весь первый этаж занимают магазины наших модельеров, сумевших сделать себе за эти годы имя, сколотить прочный бренд.

Вот скажи, а у тебя есть магазин твоего имени? Нет? То–то и оно.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Блеск и нищета

Четко ты развела, Виктория, по разные стороны баррикад высокую моду и «Ждановичи». А между ними еще «Купалинка», «Коминтерн», «Калинка», «Свiтанак» и масса других швейных брендов, как наших, так и импортных, продают которые ГУМ, ЦУМ и прочие универмаги. И, знаешь, это действительно одежда и далеко не самого худшего качества. Не скажу за платьица и юбки, а вот мужские костюмы по стильности покроя нередко не уступают моделям от кутюр, а подчас дадут им еще и форы сто очков вперед.


Пройдись, Виктория, по улице и посмотри вокруг. Именно в такой одежде в разных вариантах ее сочетания ходит по городу абсолютное большинство людей. И выглядят при этом свежо и стильно. Радуют глаз и в лучах яркого весеннего солнца просто искрятся. В отличие от персонажа, которым проиллюстрирован наш спор. Случайно наткнувшись в интернете на этот остроумный мем, я искренне смеялся. В образе Федула — друга Афони действительно воплощены все высокие модные тренды сегодняшнего дня. Тут и воспетые тобой сандалии на босу ногу, и мятый плащ, больше напоминающий халат грузчика, и пресловутые «треники» за 200 рублей.

Нет, я вовсе не против того, как ты говоришь, одного–двух процентов людей, которые хотят одеваться, как Федул, или красить волосы в малиновый цвет. Без чудаков и фриков жизнь была бы не так пестра и многогранна. Меня озадачивает другое: почему предпочтения этого процента ты настойчиво стараешься продвигать как некое значительное событие в культурной или общественной жизни? За ними в страну идут многомиллионные инвестиции? Нет. Они собирают сотни тысяч гостей, тратящих у нас деньги на развлечения и отели? Тоже нет. Тогда к чему столько пафоса, будто речь идет о чемпионате мира по футболу? Ну собралась сотня–другая единомышленников, устроили себе фест, покутили, показали друг другу штаны и сандалии, может, даже продали их за хорошие деньги тем, кто их не считает куража ради. Хороший, яркий пазлик в многоцветную картину городской жизни. Но никак не более того.

И, вообще, Вика, согласись, что сама мировая индустрия высокой моды давно сошла с, так сказать, практикоориентированного пути. Это когда–то модельные дома задавали тон трендам на очередной сезон, и они находили заметное продолжение в последующих предпочтениях публики. Сегодня же складывается такое впечатление, что кутюрье ввязались в соревнование, кто кого больше ошарашит, шокирует, вгонит в трепет бестолковостью изделий. На крутых показах модели щеголяют в костюмах, напоминающих картонные коробки, или в нарядах а–ля пришельцы из космоса. Последние тенденции от кутюр, когда мужики в юбках, гольфах и туфлях на шпильке — это вообще что–то. И что мы имеем? Если раньше такие мероприятия несли функцию рекламы продукции модных домов с элементами шоу, то теперь стали шоу в чистом виде.

Я не рассуждаю о том, хорошо это или плохо. В конечном итоге кому–то больше нравится цирк, а кому–то балет. Но зачем надувать щеки, высокомерно причисляя себя к бомонду, которому только и понятны тонкие нити высокого. Здесь, знаешь ли, Вика, я вижу прямые параллели с тем, что принято называть современным искусством. Соберется такая «продвинутая» публика у лопаты, вонзенной в кучу песка, — цокают языками, качают головами, восхищаясь инсталляцией, а внутри тоска. Нет полета, как ни пытайся отыскать. Но виду подавать нельзя. Заподозрят в недоразвитости вкуса и перестанут принимать в «приличном» обществе.

Поэтому, Виктория, Киркорову Киркорово. Нравится ему в шубах щеголять — да ради бога. Леонтьев, вон, вообще предпочитал облачаться в рыболовные сети, но при всей огромной любви к нему публики зритель не спешил укутываться в неводы. Здесь надо все–таки как–то отделять понятие сценического костюма от модных трендов, хоть бы даже и высоких. Задача привлекать к себе внимание — первейшая для любого артиста. Образ здесь обязательный инструмент ее решения. И даже когда «бомонд» собирается для того, чтобы померяться длиной шерсти на тулупах между собой, — все равно это часть представления, ориентированного на его величество зрителя. Которому на закрытую тусовку путь вроде как и заказан, но через глянцевые журналы, телевизионные фешн–программы ему все, что надо, обязательно донесут. А иначе какой смысл в эпатаже, о котором никто не узнает?

В общем, ты как хочешь, Виктория, а я на «Ждановичи». По крайней мере, за джинсами. А на Неделю высокой моды, быть может, тоже как–нибудь загляну. Но сюда уже за эмоциями, понимая, что на каждом рынке свой товар и в мясные ряды глупо заходить в поисках булочек.

Дмитрий КРЯТ

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter