Модные сланцы

О разработке месторождений сланцевого газа в Польше

Когда в Краков недавно приезжала Хиллари Клинтон, она пообещала полякам защиту. А чувство защищенности, скажет вам любой психолог, — это почти такая же необходимость, как любовь или счастье. Может показаться, что госсекретарь осчастливила Польшу системой ПРО. Хотя, если разобраться, Варшаве она нужна постольку–поскольку.


Конечно, приятно, когда в тебе нуждается супердержава. Это приносит свои политические и даже немного экономические дивиденды (база — это как хорошее иностранное предприятие, исправно платящее налоги). Но в военном плане выгода небольшая: от российских ракет американские «Пэтриоты» не спасут, а иранская ядерная бомба и тем более ее свист где–нибудь в небе над Мазурией или Мазовией — это совсем уж фантастическая возможность. Поэтому, как мне кажется, гораздо ценнее для Польши то, что Хиллари Клинтон пообещала любую помощь в разработке месторождений сланцевого газа. То же самое она затем повторила и в Украине, в доказательство серьезности намерений оставив в Киеве своего помощника по Евро–Азиатскому региону Ричарда Морнингстара обсуждать практические шаги в этом направлении. Соединенные Штаты первыми научились эффективно использовать свои богатые залежи сланцев и намерены сегодня помочь Европе, слишком сильно зависящей от поставок из России, обеспечить энергетическую безопасность. Если это получится, то и противоракетная оборона не понадобится...


В прошлом году в США добыли 620 миллиардов кубометров природного газа. Это почти на 40 миллиардов больше, чем в России, которая утратила лидерство. Такое произошло впервые в истории, и добиться этого удалось благодаря резкому увеличению добычи в Америке так называемого сланцевого газа, зажатого между глубокими пластами горючего сланца. Этот вид полезных ископаемых известен давно, но только в последнее десятилетие придумали, как использовать его с экономической выгодой. Если в 2007 году в США было добыто 34 миллиарда кубов сланцевого газа, то в 2009–м — уже 90 миллиардов.


Метан, выделенный из сланцев, спровоцировал цепную реакцию на мировом рынке. Россия была вынуждена отложить на неопределенный срок освоение своих огромных месторождений вроде Штокмановского, которые изначально были ориентированы на американского потребителя. США стали меньше закупать сжиженного газа в Катаре, и уцененные по такому поводу танкеры пошли в Европу. «Голубое топливо», привезенное из Персидского залива, оказалось даже дешевле трубопроводного газа из России. Но самое главное, что многие государства Европы обладают значительными запасами горючих сланцев и в перспективе могут превратиться из покупателей в продавцов газа.


Во время предвыборной кампании в Польше перспективному источнику энергии было уделено ненамного меньше внимания, чем страшной трагедии под Смоленском. Будущий победитель Бронислав Коморовский во время теледебатов с Ярославом Качиньским объявил, что Варшава не подпишет уже подготовленный долгосрочный договор с «Газпромом», если на территории страны будут обнаружены достаточные запасы сланцевого газа. «Мы хотим иметь возможность пересмотреть нашу сделку с Россией или мы вообще выйдем из нее», — сказал он.


Польша твердо намерена стать второй Норвегией, которая прекрасно живет за счет поставок углеводородов на европейский рынок. Для этого есть предпосылки: сланцевые месторождения разбросаны практически по всей территории страны. Правительство за последние годы выдало около 50 концессий на разработку этих полезных ископаемых, в амбициозном проекте участвуют все крупнейшие энергетические корпорации мира. Уже в этом месяце одна канадская компания начинает тестовое бурение, эти работы продлятся несколько лет, и по их завершении можно будет более трезво оценить запасы. Сейчас считается, что польские недра могут хранить от 1,5 до 3 триллионов кубических метров природного газа. Это больше, чем газа в Туркменистане. Весь Евросоюз, возможно, располагает 10 — 15 триллионами кубометров сланцевого газа — столько же, сколько и Катар.


Главный поставщик газа в Европу — это, как известно, «Газпром». Заместитель главы монополии Александр Медведев признал сланцевый газ «самой большой угрозой России». Если старые российские трубы давным–давно себя окупили, то как в новой ситуации отбить десятки миллиардов долларов, потраченные на строительство «Северного потока» и «Южного потока», ясно не всем. Кроме того, как показывает последний опыт общения газпромовских менеджеров с болгарами, страны, которые предоставляют свою территорию для этих труб, требуют взамен скидки на газ. Кто бы сомневался! При этом София не скрывает, что отдает приоритет альтернативному (альтернатива российскому газу) европейскому трубопроводу «Набукко».


В общем, на наших глазах идет передел газового рынка в мире и в Европе. Беларусь, для которой вопрос поставок энергоресурсов жизненно важен, должна внимательно следить, а лучше даже участвовать в этих процессах. Было бы, конечно, неплохо выбирать между российским и польским газом. Но еще лучше как следует порыться в своих собственных недрах...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter