Почему подростки становятся заложниками брендомании

Модное рабство

Кроссовки за четыреста рублей, джемпер известного бренда, джинсы с популярным лейблом — идеальная “упаковка” современного подростка порой зашкаливает за все разумные ценовые пределы. Одноклассников все чаще не только встречают, но и провожают по одежке, а ум играет далеко не главную роль. Брендомания постепенно превращается в молодежную религию, а ее верные адепты — хайпбисты (так называют стиляг XXI века, помешанных на фирменной одежде) — уже стали представителями новой субкультуры, пропагандирующей ценности фирменных вещей.

фото рейтер.

Для Марины, воспитывающей двух дочерей-погодок, увлечение девочек подростковой fashion-индустрией превратилось в большую проблему.

— Они устраивают истерики и требуют покупать им только фирменную одежду — все эти туники, джинсы-скинни и прочее “шмотье”, которое стоит немалых денег. Я просто не в состоянии спустить больше 150 евро за бутсы, пусть они и отменного качества. Мало того, дочки ходят в один класс, это значит, что они не могут меняться вещами, чтобы я могла хоть немного сэкономить, иначе “засмеют ребята”, — сетует мать-одиночка, работающая простым бухгалтером на предприятии. — После почти ежедневных на протяжении месяца слез и упреков в том, что я ничего не понимаю в современной жизни, пришлось брать кредит на покупку двух пар джинсов и двух телефонов. В магазинах и на рынках полно качественных подделок под известные бренды, но, оказывается, молодежь нынче умеет вычислять оригинал, и тем, кто пытается выдать желаемое за действительное, приходится несладко.

Старшая дочка Марины, 15-летняя Катя, рассказывает: ее соседке по парте крепко досталось, когда та однажды решила похвастать перед одноклассницами якобы фирменными кроссовками. “Гуру” в молодежной моде быстро “раскусили” притворщицу: оказывается, в линейке настоящих брендовых кроссов… попросту нет такого оттенка! Существуют даже специальные сайты, вроде hypebeast.com, где подростки проходят курс модного ликбеза.

— Ксюшу, конечно, никто не бил и не устраивал ей “темную”, просто в классе над ней открыто насмехались, обзывали, — вспоминает Катя события годичной давности. — Я видела, как она плакала в туалете на переменке. А все потому, что очень хотела стать своей в компании наших самых крутых девчонок. Но практически все они — дочки богатых родителей, и с такими, как Ксюша, у них вообще нет ничего общего. Для них то, что она носит, — это зашквар (на молодежном сленге — нечто позорное и недостойное. — Авт.).

Влад, сын минчанки Ольги, объясняет свое увлечение брендоманией просто: это стильно и удобно. Мол, лучше один раз потратить деньги на “реально крутые” джинсы, чем покупать “фигню” из масс-маркета каждые три месяца по причине износа до дыр предыдущей модели. Казалось бы, разумные рассуждения, но у Ольги тоже есть своя правда:

— Сын растет, обуви ему хватает в лучшем случае на один сезон, потом уже нужен другой размер. Аналогичная ситуация с джинсами, свитерами. На вещевом рынке в Ждановичах продаются достойного вида подделки по разумной цене, “колхозом” это не выглядит. 35—40 условных единиц против 150—200! Я не в состоянии тратить просто дикие суммы за лейбл, а Влад обижается и бросает в лицо: “Не хочу быть таким, как ты, и одеваться на рынках!..” Он учится в гимназии, там, конечно, нет никакого буллинга, если ты носишь одежду отечественного или китайского производства, зато есть своя иерархия социального статуса ребят. На вершине — те, у кого достойный прикид.


Впрочем, “местечковое” журналистское расследование выявило еще один нюанс, о котором словоохотливые подростки предпочли умалчивать: брендовая одежда — это еще и отличные инвестиции. В видеороликах на YouTube подростки с гордостью озвучивают суммы, от которых у большинства взрослых наверняка темнеет в глазах. Презентации дорогих луков (от английского look — смотреться, выглядеть) собирают миллионы просмотров, комментариев и лайков. Неужели так много родителей, живущих на среднюю зарплату, все же дрогнули и спустили все свои сбережения на увлечение сыновей и дочек? Вовсе нет. По крайней мере, в большинстве семей покупка модного “обмундирования” не стала системой. Был бы стартовый капитал на первую вещь, а потом ее можно перепродавать до бесконечности, накручивая цену, ведь настоящий лейбл, как хорошее вино, со временем становится еще лучше. Свои фирменные кофточки дочки той же Марины “толкнули” в интернете, прилично заработав и тут же потратив деньги на приобретение твинсетов. Оказывается, по негласному кодексу хайпбистов, в одной и той же шмотке можно тусоваться ограниченное количество раз.

— А что в этом такого? — оставляет искренний пост возмущения в соцсетях 17-летний Юра (орфография сохранена). — Можно подумать, во времена наших предков были другие порядки. Ребят, не верьте: их тоже проверяли на lookпригодность. Мне маман рассказывала: тогда еще школьная форма была, не выпендришься особо. Так они другое придумывали: у кого больше фантиков от жвачек. Жувки тогда в дефиците были. Или среди девчонок: у кого есть настоящая кукла Барби — та в классе королева, остальные — отстой. Мы все делимся не только по половому, но и по финансовому признаку. Мой отец работает в банке, покупает себе дорогие костюмы, потому что у него так принято, но почему-то не хочет понять, что точно так же принято и в моем тусаче — мы не можем наряжаться как лохи!
фото дениса малышица.

Школьный психолог Ирина Белова считает, что подобное поведение подростков обусловлено их представлениями о мире успешных людей: двери туда открывают деньги, связи и достойный прикид:

— Мало кто задумывается о том, что на машину, квартиру, дорогие костюмы и морские круизы нужно заработать, молодежь хочет всего и сразу. Но поскольку возможности, мягко говоря, ограничены, достается родителям. “Я не просил меня рожать, а если уж вы это сделали, так, будьте добры, обеспечьте!” — такие слова сказал своим родителям один из моих подопечных. В его понимании дорогие гаджеты и брендовые вещи — залог счастья и ощущение значимости в глазах сверстников. Увещеваний родителей такие дети не слышат: у них выработался свой кодекс правил и установок, а отношения с “предками” перешли в разряд потребительских: можешь — дай, не можешь — крутись как хочешь, заработай и все равно дай!

МНЕНИЕ

Ирина Ботяновская, старший преподаватель кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования:

— Подростки стремятся быть принятыми взрослым обществом. И дорогой стильный прикид воспринимается ими как естественный атрибут взрослой жизни. Как ответил мне один девятиклассник: “Твои новые знания могут не оценить. Но твой новый iPhone последней модели не заметить невозможно”.

Мнение сверстников и кумиров становится для школьников все более предпочтительным. Советы, в том числе в отношении моды и стиля, берутся на вооружение беспрекословно. Тем более, если мнения родных и близких в этих вопросах разнятся. 

Так почему же родителей не всегда слышат их дети?

1. Форма предъявления просьбы не соответствует ее содержанию. Подросток (да и многие взрослые, я думаю) откажется выполнять вашу просьбу, если вы будете говорить на повышенных тонах, кричать, оскорблять. Ведь фраза “Куда ты вырядилась на ночь глядя, гулена?” порой несет с собой вполне понятное желание мамы обезопасить свою дочь от возможных проблем, побудив ее одеться, скажем, менее броско. Но именно это “оформление” просьбы и не даст маме быть услышанной.

2. Разные, порой противоречивые требования. Мама дает деньги по первой просьбе ребенка, а, допустим, папа — нет. Или сегодня ребенку покупается все, а завтра — во всем отказывается. Без обоснования причин. Без взвешенной аргументации (например, по поводу той же стоимости вещи).

Наблюдала картину в поезде. Стайка девочек-подростков, модно и аккуратно одетых, встала и пошла в туалет, оставив на сиденьях телефоны и сумочки. Пришлось просить их вернуться. Одна девочка ответила мне довольно пренебрежительно: “Ну и что? Мама мне новый телефон купит!”

3. Просьба не будет услышана, если родители говорят одно, а делают совершенно другое. Сами взрослые акцентируют внимание на моде и постоянно подчеркивают ее роль в нашей жизни. Участились модные показы, выросли, как грибы, увеселительные заведения, попасть в которые можно, только если твой прикид соответствует установленной планке. Или, допустим, мама берет с собой дочь пройтись по модным бутикам, спрашивает совета, сочетаются или не сочетаются вещи друг с другом, что модно, а что уже “вчерашний день”. Но на вполне логичную после совместного шопинга просьбу девочки купить ей что-то из новинок мама отвечает отказом.

4. Если в уже сложившемся коллективе с установленными нормами и правилами введен определенный дресс-код, то, соответственно, стремление изменить его одним желанием ребенка или его родителей будет не понято. Точно так же вас не услышат, если наличие определенного лейбла — единственное или самое важное средство принадлежности к данному коллективу. Не вы ли, взрослые, еще вчера говорили, что “по одежке встречают”?

Поэтому, прежде чем поучать ребенка, я советую мамам и папам заняться самовоспитанием. И уже потом говорить с сыном или дочерью о возможностях, о ценности взаимоотношений, семьи и друзей.

КСТАТИ

Опасность “модной лихорадки” заключается в том, что подростки за дорогим “фасадом” теряют собственное “я”. “Для такой молодежи не важны качества человека, если он одет массмаркет. Они встречают и провожают исключительно по одежке. Сам по себе этот тренд не новый. Можно вспомнить фирмачей из 1980-х, которые отдавали последние деньги за заграничные джинсы или кроссовки. Страшно то, что сегодня, благодаря интернету и рекламным технологиям, это явление приобрело небывалый масштаб. Впрочем, винить одних только маркетологов в брендовой эпидемии не стоит. Во многом ответственность лежит и на родителях, которые потакают каждой прихоти своего ребенка и порой влезают в огромные долги, чтобы купить своему чаду модный смартфон или неоправданно дорогие вещи. Этим они не делают подростку лучше. Напротив, сажают его себе на шею, развивая потребительское отношение к людям и к жизни”, — приводит сайт rambler.ru слова психолога Айны Громовой.

konopelko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter