Все чаще слышу по телевидению, в прессе и от наших чиновников заявления о том, что Беларусь исходя из своего географического положения должна зарабатывать на логистике. Жаль, что все монологи, диалоги и обсуждения начинаются и заканчиваются сугубо личностным пониманием логистики. Пригласил как-то Дмитрий Бочков к себе в программу «Форум» специалистов порассуждать про настоящее и будущее белоруской логистики. Чиновники докладывали, что для этого что-то строится и ищутся инвесторы, автовладельцы говорили, что возят и готовы возить еще больше, дорожники - что надо за хорошие дороги брать деньги, таможенники - за то, чтобы растаможивали больше у нас, политики - о том, что они договариваются с Казахстаном и Россией, какие-то теоретики-логистики - о том, что готовы всех обучать этой науке на курсах. Короче говоря, никто про логистику как вид бизнеса и управления материальными потоками в целом ничего не сказал. А потому не ответил на самый важный вопрос: а как Беларуси как стране заработать на логистике?
На чем зарабатывают логисты?
Много лет работы в Москве и Нижнем Новгороде я отдал маркетингу в логистике и потому предлагаю начать с самого главного: что же такое логистика. Определений много, но основное – это наука, предмет которой заключается в организации рационального и наиболее оптимального процесса товародвижения от поставщиков к потребителям по всей товаропроводящей цепочке. Правильнее логистику рассматривать не как одну услугу, а как комплекс, который включает в себя складирование, погрузочно-разгрузочные работы, сортировку, упаковку, комплектацию, транспортировку всеми видами транспорта, доставку, страхование, IT-сопровождение, таможенную очистку, безбумажный документооборот и сотни иных видов услуг желательно с ответственностью за все единого логистического оператора. Для понимания, как зарабатывает логистика, необходимо понять ее определение с позиции менеджмента организации. Логистика – это стратегическое управление материальными потоками, которое включает в себя и управление потоками информации и финансов. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса.
Зачем же я так подробно? Для того чтобы подчеркнуть, что нельзя заработать государству просто на хорошей дороге, построенном складе, таможенном терминале или сотне купленных автопоездов. Вообще, классические мировые логистические операторы транспорт, помещения и иные материальные ресурсы арендуют или привлекают на аутсорсинг под задачи доставки груза «от двери до двери». А иначе можно построить оперный театр в пустыне Сахара и удивляться, что такое красивое здание не приносит доходов.
Беларусь на форуме «ТрансРоссия»
В Москве ежегодно проходит основная в России и одна из крупнейших в Европе логистических выставок-конференций «ТрансРоссия». Года четыре назад я увидел там довольно крупный стенд Беларуси и незамедлительно решил поинтересоваться, что предлагает моя родина в Москве. Чиновник сунул мне буклет с нарисованным логистическим центром и сказал, что Беларусь ищет инвесторов для его строительства. Я попытался объяснить, что на выставке, где представлены логистические операторы, провайдеры транспортно-экспедиторских услуг и поставщики программного обеспечения, вы не найдете инвесторов строительства и что для этого есть форумы инвесторов, девелоперов или банкиров, и вообще надо понять, под какие потоки грузов будет нужен этот мифический центр. Он с недоумением посмотрел на меня и еще подтвердил, что Беларусь ищет инвесторов…
К сожалению, существующие у нас логистические достижения хоть и выглядят красиво, но особых доходов стране не принесут. Возьмем разрекламированный новый логистический центр РУП «Минск Кристалл». Да, там применены современнейшие системы складской обработки, учета и управления складскими запасами. Но для кого и для чего? Не для клиентов, которые платят деньги, а для самого завода, который производит водку. Для сокращения временных затрат, а также для ускорения таможенного оформления при ввозе товаров из стран ЕС в Республику Беларусь и следующих транзитом действует РУП «Белтаможсервис». Проще говоря – это банальная осовремененная таможня с комплексом типичных на сегодня услуг. Но таможенное оформление или брокерские услуги – это лишь небольшое звено в товаропроводящей цепочке. Важен вопрос: достаточные ли потоки грузов заходят на таможенные терминалы и вообще, насколько востребована наша таможенная составляющая для владельцев этих потоков? Еще один трендовый проект, реализуемый иранской компанией «Кейсон», - транспортно-логистический комплекс «Прилесье». Недавно введена первая очередь. Ничего не могу сказать, но на их сайте я не увидел ни одного реального клиента. Только предложения и список тех, кто этим владеет и предлагает услуги. Пишется, что «Прилесье» будет включать в себя всю необходимую инфраструктуру для обслуживания местных и международных транзитных перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, обслуживания клиентов и транспортных средств. Скажу, что местным линиям типа Брест – Гомель такие центры вообще не нужны, а про международные пока ничего не слышал. Вообще, логистика между и внутри предприятий Беларуси серьезных доходов стране не принесет. Речь идет об огромных международных потоках как Китай – Европа или Европа – Россия. Вот я и подвел к самому важному: этими и иными трансконтинентальными потоками уже владеют крупнейшие логистические операторы мира. Зарабатывая десятки миллиардов долларов на оказании комплексных логистических услуг, они не собираются с кем-то ими делиться. Хотя все время ищут наиболее оптимальные способы товародвижения. Уверен, что даже людям, не сильно сведущим в логистике, известны такие компании, как Exel, DHL, Supply Chain, CEVA, Kuhne&Nagel, Panalpina или MAERSK. Эти корпорации, действуя в условиях глобальной экономики, делают наднациональный бизнес. Они качественно и с гарантией одного оператора по всему миру обслуживают своих клиентов, которые менять их не будут. Нравится нам или нет, но еще очень много лет никакое «Прилесье» не станет им конкурентом и вряд ли переманит их клиентов. А потому надо сначала у них выяснять, насколько, в каком качестве и как Беларусь может быть интересна ведущим логистическим операторам мира. Может, им нужны не склады, а контейнерные площадки, может, им нужны не гостиницы, а сервисные центры для грузовиков, может, они хотят здесь создавать упаковочные линии и кросс-докинговые площадки, вероятно, их что-то не устраивает в законодательстве или в работе дорожных служб. Только получив ответы на эти вопросы, можно уверенно привлекать инвесторов, строить то, что реально наполнится и начнет приносить глобальные доходы стране. На это начинают реалистично смотреть в России. Вот недавнее сообщение ряда информагентств: «Объединив усилия для решения системных проблем российской логистики, лидеры 3PL рынка, такие как Kuhne&Nagel, FM Logistic, MLP, STS Logistics, Tablogix, DB Schenker и EN+ Logistics, инициировали создание нового отраслевого отделения в союзе предпринимателей российского бизнеса «Деловая Россия». Россией в названиях этого логистического бомонда и не пахнет, но эти компании реально способны что-то сдвинуть в российской логистике. А значит, и предоставить тысячи рабочих мест, задействовать транспорт, вокзалы, порты, склады, дороги и гостиницы, заплатить налоги и направить свои огромные потоки через территорию страны.
Важен результат, все остальное - телодвижение
Несомненно, это не самый идеальный вариант развития национальной логистики. Можно как-то потихоньку и самим учиться. Вспомнил и себя в Москве. Построив крупнейший логистический центр, собственники стали с трудом наполнять его маленькими компаниями с незначительными объемами хранения и комплектации. Масса головной боли, полупустой склад, слабо организованные заказчики и никакой прибыли. За год все стало ясно и мы смогли договориться с четырьмя крупнейшими компаниями: международная UNILEVER, российские «Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн» и итальянская Chicco. Команда логистиков, приглашенная с Tablogix, сумела понять, что необходимо им, и оказать сертифицированные услуги, а клиенты за три-четыре месяца наполнили терминал объемом 27.000 паллет единовременного хранения. Так что не только перед собственниками склада, но и перед государством всегда есть возможность выбора. Важно только глубоко и профессионально понимать весь поэтапный бизнес-план ожидаемых доходов и обязательно привлекать к его реализации высококвалифицированных менеджеров с правильной мотивацией их деятельности.
Жду комментариев и мнений от своих читателей. Традиционно будет интересен взгляд по этой теме как земляков, так и из дальнего зарубежья. С удовольствием почитаем и ваше видение развития экономики Беларуси в секторе взаимодействия с глобальными мировыми компаниями. Насколько успешен или печален подобный опыт для небольших стран.