Модернизация всерьез и надолго

За последние годы белорусское село изменилось разительно...

За последние годы белорусское село изменилось разительно. И это признают все, кроме особо увлеченных идеями «протеста» по любому поводу, отрицающих даже очевидные вещи. Вспоминаю, как на одном из фестивалей «Дажынкi» Президент впервые говорил о проекте создания агрогородков — еще как о своей мечте. О компактных населенных пунктах, в которых жизнь по комфорту практически не отличалась бы от городской. Прошло совсем немного времени — и проект фактически реализован. Другая нынче и экономика агрокомплекса. На полях работает самая современная техника, сделанная на наших предприятиях. Завершается программа строительства современных молочнотоварных комплексов в каждом хозяйстве. Это еще один важный этап развития сельского хозяйства. В каком направлении двигаться дальше? Об этом шла речь на совещании в Минсельхозпроде с участием Президента. Основной вопрос Александр Лукашенко ставит четко:


— Как повысить эффективность аграрного сектора в ближайшее время? Но сразу отмечу, что мы должны быть последовательными, не допустить шараханья из стороны в сторону.


Да, общая положительная динамика работы отрасли налицо. За 8 месяцев этого года рост производства составил 107 процентов. И что особенно показательно, выделил Президент, за последние три года наращивание объемов продукции достигается на фоне снижения государственной поддержки села. Говорящие цифры: с 2009 по 2011 год она сократилась на 11 процентов из расчета на гектар сельхозугодий. А производство при этом выросло почти на треть. Наглядная иллюстрация эффективности масштабных государственных инвестиций в отрасль.


Однако надо учитывать: затратная господдержка будет сокращаться и дальше. Это объективное требование времени. Президент напомнил:


— В новых условиях хозяйствования в рамках Таможенного союза и ЕЭП придется существенно сокращать прямые дотации АПК, надо работать в условиях конкуренции. Со вступлением нашего главного торгового партнера в ВТО эта конкуренция будет только нарастать.


Отсюда и насущная необходимость решения главной задачи, которую ставит Президент: аграрный сектор надлежит вывести на самоокупаемость. А для этого нужно решить ряд промежуточных задач. Ведь при общей позитивной динамике отрасли некоторые вопросы практически ко всем ее направлениям все же остаются.


Президент структурировал сферы, на которых руководство Минсельхозпрода и Правительства должно сконцентрировать особое внимание. Во–первых, надо повышать эффективность животноводства как ведущей подотрасли АПК. Отсюда вытекает вторая задача: для растениеводства приоритет заключается в производстве полноценных калорийных кормов. В–третьих, ускорить модернизацию аграрного производства, техническое оснащение и использование передовых технологий. Президент уточнил:


— Мы немало поставляем селу новой техники. Но количество должно переходить в качество. Критерием должен быть не объем закупленной техники, а эффективность использования материально–технической базы, повышение фондоотдачи и производительности труда.


Четвертое — кардинально улучшить хранение и переработку урожая. Пятая задача — формирование интеграционных структур в АПК:


— Это не дань моде, а необходимость, поскольку такие интеграционные структуры объединяют производителей сырья, переработчиков и торговлю, что позволяет более справедливо распределять как доходы, так и расходы по всей цепочке — от поля до прилавка — движения продукции и улучшать внешнеторговую деятельность. Практика показывает, что на мировом продовольственном рынке доминируют крупные компании, конкурировать с которыми могут только такие же мощные структуры. Поэтому нам здесь важно не отстать.


И, наконец, шестая сфера особого внимания — кадры. Внедрение в производство новейших технологий заострило потребность в специалистах соответствующей квалификации.


И общие задачи:


— Очень важно максимально сокращать издержки производства, надо повышать производительность труда, наращивать выгодный экспорт продукции за счет повышения ее качества и конкурентоспособности. Ориентация лишь на рост цен на продовольствие в современных условиях не должна быть доминирующей... В нынешней пятилетке важнейшая задача заключается в том, чтобы наращивать производство продукции сельского хозяйства за счет интенсивных факторов и с учетом запросов внутреннего и внешнего рынков. Решение этой задачи требует комплексного подхода, слаженной работы Минсельхозпрода, научно–исследовательских центров и институтов, промышленных предприятий и торговых организаций, местных органов власти и специалистов хозяйств.


Сложилось впечатление, что у нового министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца есть достаточно четкое видение путей решения поставленных задач. Впечатлили некоторые названные им цифры. Оказывается, только 363 хозяйства (29 процентов от общего числа) формируют 68 процентов всей выручки отрасли и 76 процентов прибыли. А на долю оставшихся 906 хозяйств приходится соответственно лишь 32 процента выручки и 24 процента прибыли. Заместитель председателя президиума Академии наук Владимир Гусаков чуть позже конкретизировал и эти данные. 40 процентов хозяйств обеспечивают пятую часть валовых показателей, но прибыли не формируют вовсе. То есть вырисовались три категории предприятий. Флагманы, которые, в сущности, вышли на самостоятельную эффективную работу. Середнячки, которых нужно подтянуть до уровня лидеров. На эту работу Александр Лукашенко отвел год–два. Ну а с хронически отстающими нужно действовать решительно. Определиться с руководством и организовать рабочий процесс в соответствии со всеми требованиями технологической и исполнительской дисциплины.


Кстати, именно на вопросах дисциплины не раз в своем докладе останавливался Леонид Заяц. И приводил красноречивые примеры. Среди прочих предложений министра стоит выделить инициативу оценки деятельности хозяйств, ориентированной на экономическую эффективность. Например, по прибыли на балло–гектар угодий. Резонно прозвучали предложения увязки заработных плат на селе с прибыльностью предприятий, организации целевого набора в сельскохозяйственные учебные заведения, совершенствования управляемости отраслью, ряд других.


Подводя итог совещанию, Президент распорядился, чтобы все его поручения легли в основу конкретного нормативного документа. Но это не значит, что управленцы должны хладнокровно ждать его появления: модернизация АПК несовместима с равнодушием!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter