Генеральный директор «МТЗ» Федор Домотенко: «Модернизация откроет большие перспективы»

«Модернизация откроет большие перспективы»

Интервью генерального директора ОАО «МТЗ» Федора Домотенко
ЭТОМУ предприятию доверяют сотни тысяч сельхозпроизводителей. Причем не только в нашей стране. Подсчитано: каждый 10-й трактор в мире произведен в Беларуси! Как удается держать марку и какие планы у белорусского гиганта – в интервью генерального директора ОАО «МТЗ» Федора ДОМОТЕНКО.

— Федор Александрович, скоро год, как вы находитесь у руля Минского тракторного завода. Что удалось сделать за это небольшое время?

— Отвечу так: пройдет год, тогда и  посмотрим на результат. Что сейчас могу занести в актив? Стабилизировался кадровый состав завода, значительно сократилось количество вакансий, появился спрос на трудоустройство. Пожалуй, это и есть лучшее.

— На производстве задействованы тысячи человек. Какие трудности возникают при управлении таким большим коллективом?

— Сейчас на заводе работает около 18 тысяч человек. Обеспечить стабильность предприятия возможно только при наличии объемов работ. Каким образом и где их изыскать — вот основная проблема, которую предстоит решать ежедневно и даже ежечасно.

— Предприятие сегодня входит в восьмерку крупнейших производителей сельхозтехники в мире. За счет чего выдерживаете конкуренцию. В чем преимущества продукции с минской маркой?

— Конечно, рынок диктует свои правила, и, чтобы потребитель выбирал нашу технику, необходимо постоянно развиваться. Тракторы «Беларус» универсальны, что позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических условиях. Еще один плюс: широкий модельный ряд. Мы выпускаем технику не только для агропромышленного комплекса. Ее используют на землеройных и дорожно-строительных работах, в лесном и коммунальном хозяйстве и так далее. Она неприхотлива и вынослива. Мы опережаем конкурентов по цене. Минимальные затраты необходимы и на обслуживание белорусских тракторов. У нас создана мощная товаропроводящая сеть, которая не только отвечает за продажу техники, но и за ее гарантийное и послегарантийное обслуживание, занимается рекламой, маркетинговыми исследованиями, обучением специалистов.

— Я так понимаю, что основная стратегия продвижения — это мощные сервисные центры? Или же сотрудничаете также и с дилерскими структурами?

— Продукция завода сегодня известна более чем в 125 странах мира. За рубежом функционирует более двух десятков сборочных производств. Они открыты как в странах СНГ, так и в Румынии, Египте, Эфиопии, Китае, Алжире, Сербии, Венесуэле, Камбодже, Литве. У нас есть и фирмы-агенты, представительства в различных уголках мира. Конечно, налажен контакт и с региональными дилерами, которые самостоятельно формируют систему продаж, производят техническое обслуживание продукции ОАО «МТЗ».

— Во время недавнего визита Президента на завод, разговор зашел и о модернизации производства. Знаю, что уже готов план на ближайшую пятилетку…

— Действительно, для того чтобы производить перспективные модели, укреплять позиции на отечественном и зарубежном рынках, необходимо улучшать производство. Если говорить о том, что уже сделано, то с 2009-го по май этого года в модернизацию вложено около 260 миллионов долларов. Удалось существенно обновить парк технологического оборудования, а также мы занялись улучшением производства и развитием экспортных поставок энергонасыщенных тракторов мощностью до 450 лошадиных сил.

В ближайшие пять лет эту работу продолжим. Планируем перепрофилировать мощности по выпуску энергонасыщенных тракторов серии 3000/3500 и выше, улучшить качество деталей, входящих в узлы гидравлики, модернизировать заготовительное и сварочное производства. Реконструкция необходима и складским помещениям. Также будет организовано производство кабин с улучшенным дизайном для комплектации тракторов серии 800-1200, передних и задних ведущих мостов тракторов мощностью от 80 до 350 лошадиных сил. Получит развитие и информационная среда. В частности, планируем создать единую интегрированную систему «МТЗ-ХОЛДИНГ», развивать электронный документооборот, компьютерное проектирование и моделирование и так далее.

— Сколько на это потребуется средств?

— При благоприятных внешних условиях планируем затратить 226 миллионов 473 тысячи евро. Это будут как собственные средства предприятия, так и привлеченные кредитные ресурсы.

— Намечаете ли при этом расширение модельного ряда техники?

— Конечно. В планах разработка тракторов мощностью 450—500 лошадиных сил, малогабаритных тракторов мощностью 35—45 лошадиных сил для стран Африки и Юго-Восточной Азии, техники для Европы. Новая продукция будет соответствовать всем необходимым технологическим параметрам, экологическим требованиям с установкой двигателей Stage-4. В том числе будут созданы новый дизайн и условия для комфортности труда оператора.

Стратегия развития сети ОАО «МТЗ» предусматривает диверсификацию рынков сбыта. Сейчас мы нацелены на увеличение продаж тракторов в странах дальнего зарубежья. Нам интересен рынок Африки. Для него готовим новую модель трактора. Хотим перейти на европейскую конструкцию. Что это даст? Улучшатся динамические характеристики, устойчивость техники, обзорность для оператора. Такая машина будет готова к осени. В сентябре мы представим ее на сельскохозяйственной выставке «Сахара» в Египте.

— Спасибо за беседу!

borisovez@sb.by

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter