Модельная стрижка

Мода есть на все: на машины, на прически, одежду, дома. И даже на ландшафты...

Мода есть на все: на машины, на прически, одежду, дома. И даже на ландшафты. Если пару лет назад на пике популярности находились каменистые горки, декоративные огороды и небольшие водоемчики, то сейчас на слуху топиар — искусство художественной стрижки деревьев и кустарников. Придание растениям правильных геометрических или фантастических форм — изюминка ландшафтного дизайна. Конус, пирамида, спираль, обелиск, партер, полусфера, шар, куб, штамб, олива... О европейских садах с причудливо подстриженными кустами восторженно отзывались современники Петра I: «...из дерева обрезаны растут лошади и люди».


Минчанин Константин Шишко за границей не бывал. Окончил строительное училище. После армии увлекся техникой. Когда же недалеко от Минска (у деревни Чуденичи) появилась своя дача, жизнь, как признается Константин Александрович, переменилась: появилось столько возможностей для творчества! Однажды, взяв в руки ножницы, решил видоизменить тую. Обрезал макушку, укоротил со всех сторон боковые ветви — получилась свеча. Дальше — больше. И вот уже участок украшают острые пики треугольников, округлые бока шаров.


Топиарная стрижка — дело хлопотное и трудоемкое. Здесь важен не только глазомер. Необходимо еще обладать вкусом, знать особенности каждого растения. Словом, учитывать множество нюансов.


— Даже то, в какую сторону растут ветви, — утверждает топиарщик–самоучка. — Иногда требуется не столько стрижка, сколько корректировка: лапки–веточки сами укажут направление. Надо помочь растению раскрыться, а не гнуть свою линию. Не стоит высокорастущим деревьям придавать форму шара. Из них лучше всего выстричь свечу или пирамиду. Точно так же из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького — зеленую стену.


Первые шаги, как теперь понимает Константин Александрович, были неправильными и в чем–то ошибочными. Но зато руку набил. А если учесть, что десяток лет назад к ландшафтному дизайну Шишко вообще не имел никакого отношения, то сегодняшние результаты просто поразительны. Он без устали стрижет туи, барбарис, лесной можжевельник (ядловец), спиреи (из них получаются великолепные шарики), кизильник блестящий. Но больше всего любит возиться с боярышником: вот кустарник изогнулся двойной волной — это забор, а здесь — основа плетня: растет вместо столбиков–опор. По всему участку — воздушные арки из боярышника.


Теперь Шишко вынашивает новый замысел. Хочет из боярышника «вырастить» часовенку.


— На это понадобится как минимум лет 5 — 6, — признается хозяин. — Уже высадил растения по кругу. Когда они достигнут нужной высоты, верхушки свяжу в центре. Стены и крышу сформирую обрезкой. «Живым» будет и крест: попробую перпендикулярно изогнуть ветки.


Экспериментирует Шишко не только со стрижкой. Он еще прививает одно растение на другое.


— Это, — показывает Константин Александрович, — плакучая ель. Удивлены? Ползучую ель привил на обычную, лесную. Точно так же заставляю «плакать» ивы, туи, березы, лиственницы. Кстати, прививку можно совместить со стрижкой. И тогда на одном штамбе будут золотистые, зеленые и голубые хвойные шары или же плакучие формы, увенчанные стрижеными конусами. Только фантазируй.


— Самое сложное в топиарном искусстве, — признается Константин Шишко, — соблюсти четкость и выразительность линий. Одно неверное движение — и шедевр испорчен. Вместо шара, к примеру, получится яйцо. Можно работать с шаблонами, лекалами, трафаретами, резать на глаз или под веревку. Но проще над молодым кустом или деревцем установить проволочный каркас в форме задуманной композиции. И как только веточки начнут выходить за пределы рамки, тут же их обрезать, не дожидаясь, пока они станут большими.


Чтобы придать растению ту или иную форму, одни ветки Константин Александрович обрезает, другие привязывает к колышкам, вбитым в землю, заставляя сгибаться под определенным углом. На третьи кладет камни–грузы или подвешивает мешочки с песком.


На создание самой простой фигурки уходит, как правило, 6 — 7 лет. В первый год растение усиленно подкармливают, чтобы росло быстрее. Затем формируют скелетные ветки для будущего силуэта. А потом уже «прорисовывают» детали помельче.


После каждой стрижки Константин Александрович деревья подкармливает (20 г «кемиры» на ведро воды) и обильно поливает, почву вокруг приствольных кругов пропалывает, рыхлит, затем мульчирует торфом.


— Практически любую культуру можно подстричь и сформировать так, как хочется, — считает Шишко. — Но одни растения переносят стрижку лучше, другие — хуже. Легче всего придать нужный силуэт деревьям и кустарникам с мелкими листочками или иголками. Они не боятся ножниц и после стрижки хорошо ветвятся, быстро образуя плотную крону.


Европейцы чаще всего стригут самшит, тис и лавр. Но у нас эти растения подмерзают. Потому лучше кипарис, туя западная, ели обыкновенная и колючая. Выбор лиственных намного шире — магония падуболистная, арония, барбарис, бересклет, боярышник, бузина, вяз шершавый, дерен белый, жимолость, ива, ирга, калина гордовина, карагана древовидная, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородина, снежноягодник белый, спирея, липа, черемуха, рябина... И даже яблони. В том числе и ягодные.


— Топиар — искусство для терпеливых. Но если хочется поскорее увидеть результат своего творчества, заведите кохию или, как ее еще называют, летний кипарис, — советует Шишко. — Этот однолетник растет очень быстро, не боится стрижки и хорошо сохраняет приданную ему форму.


Самое главное, как считает Константин Александрович, не бояться экспериментировать. И тогда из–под пера (вернее, ножниц) появятся шедевры.


Справка «СБ»


Золотое правило стрижки — за один раз убирать не более трети массы растения. Иначе оно может начать болеть и чахнуть.


Совет «СБ»


Для создания высокой пирамиды, конуса или спирали лучше всего подходит западная туя. Самые плотные фигурки (шар, куб, пирамида) получаются из самшита.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter