Вера Ожигина — об экономической безопасности Союзного государства

Модель уже на примерке

Премьер‑министр Беларуси Роман Головченко заявил о серьезном прогрессе в согласовании союзных интеграционных программ. Где необходимо активизировать взаимодействие, каковы приоритеты? Корреспондент «СОЮЗа» расспросил об этом доцента кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета Веру Ожигину.
Вера Ожигина: Формируются новые центры притяжения. Союзное государство — один из них. ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— Вера Владимировна, цель интеграционных союзных программ — обеспечить равенство условий хозяйствования для белорусских и российских субъектов.

— Беларусь и Россия уже достигли определенного паритета. Создан общий рынок товаров и труда, формируется общий рынок услуг, сделаны шаги в сторону формирования общего рынка капитала и финансовых услуг. Вместе с тем волей‑неволей страны сохранят какие‑то различия и изъятия из режимов свободной торговли товарами и услугами, а также миграции труда и капитала. Для Беларуси одним из ключевых вопросов остается выравнивание условий на «рынках» нефти и газа, но надо понимать, что данные «рынки» являются исключением из правил, ведь это естественные монополии. А значит, необходимо договариваться. Это, кстати, касается и других госмонополий, например, алкогольной и табачной промышленности, сфер транспорта, энергетики и связи. Немаловажное значение имеет устранение различий в регулировании госзакупок, взаимных платежей, валютных и финансовых рынков, во внешнеэкономической, налоговой, ценовой, социальной политике, технических стандартах...

— Равные и единые условия хозяйствования — это одно и то же?

— Здесь такие же различия, как между общим и единым рынком. В первом случае страны стремятся к выравниванию каких‑то условий, во втором — на основе принципа квалифицированного большинства принимают единые наднациональные нормы. Такое в интеграционной политике России и Беларуси пока достигнуто только в таможенно‑тарифном и нетарифном регулировании, и то не для всех товаров.

— Не пострадает ли при сближении белорусский экономический суверенитет?

— В процессе единения происходит не потеря государственного суверенитета, а его трансформация — от национального к коллективному. Углубление интеграции и добровольная передача части полномочий по регулированию национальной экономики наднациональным органам жизненно необходимы для того, чтобы государство выжило во враждебной среде глобальной экономики, сохранило свою экономическую безопасность. Это происходит потому, что в условиях взаимозависимости, вызванной глобализацией финансовых рынков и транснационализацией производства, национальные инструменты регулирования теряют эффективность, и государствам просто необходимо объединять усилия, принимать на себя определенные международные обязательства и находить коллективные методы проведения экономической политики, что и приводит к созданию интеграционных институтов и добровольной передаче им части полномочий.

— Какими вам видятся новые модели экономики на нынешнем этапе интеграции?

— На первый план выходят развитие кластерно‑сетевых форм взаимодействия предприятий и организаций, отказ от отраслевого и секторального подхода к регулированию. На микроуровне приоритетом должны стать V и VI технологические уклады, цифровая экономика. В Союзном государстве необходимо развивать сотрудничество в области науки, технологий и инноваций. Развитие интеграции должно предполагать не только устранение барьеров, сокращение издержек внутри союза, но и выравнивание условий, постепенный переход от общего к единому рынку с едиными институциональными условиями для экономических субъектов, то есть созидание. Последнее предполагает, во‑первых, стимулирование взаимных связей и совместных проектов, во‑вторых, единую, возможно, наднациональную политику защиты общих рынков товаров, услуг, капитала и труда, в‑третьих, включение в интеграционный процесс регионов, создание механизмов перераспределения выгод и издержек интеграции. Это в свою очередь потребует усиления финансовых возможностей союза, расширения союзного бюджета, создания структурных фондов и гарантий.

— Можно ли достичь синхронности в развитии белорусской и российской экономик?

— Синхронизация динамики макроэкономических параметров, таких как ВВП на душу населения, экономическая конвергенция, — необходимое условие углубления интеграции. Здесь мы возвращаемся к вопросам о том, насколько в Союзном государстве равны условия хозяйствования, насколько стимулируется интеграция предприятий и рынков, сняты налоговые, инвестиционные и прочие барьеры в области производства.

— Разрабатывать программы белорусско‑российской интеграции приходится в условиях санкций...

— В мировой экономике наблюдается усиление протекционизма и конфликтности. Устанавливаются новые правила игры, формируются новые центры притяжения. Важно не упустить время и сделать Союзное государство и ЕАЭС одними из них.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter