Мастер-шаповал из Дрибина о возрождении старинного ремесла

Мода не против шерсти

Мастер-шаповал Владимир Осиповский уверен: у валенок две души — своя и мастера

Слова старой русской песни «Валенки да валенки, ой, да не подшиты стареньки. Нельзя валенки носить, не в чем к миленькой сходить» утратили актуальность. В наше время каждую зиму с приходом морозов спрос на эту экообувь возрастает. Ведь даже люксовые черевички не согреют ноги так, как это сделают валенки. Если кому-то захочется прикупить эксклюзив, а здесь суть именно в аутентичности, добро пожаловать в Дрибинский район — столицу шаповальства. Местные мастера, у каждого из которых свои секретные методики, давно заслужили славу лучших в стране. А их умения — статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси.



Мастерство от мастера

Дрибинский районный историко-этнографическом музей — одна из точек, где можно увидеть весь процесс создания уникальной обуви. Уже больше десяти лет здесь работает руководителем народного любительского коллектива «Шаповалы» Владимир Осиповский. Мастер учит детей всем секретам древнего ремесла. Дело это, прямо скажем, нелегкое. 

— Работа с шерстью требует не только сноровки, но и сил. Ведь чтобы укатать валенки, нужно произвести до 40 операций! Для получения качественного продукта важны все этапы. От шерсти (в цене осенняя стрижка романовской породы овец) до колодок, которые растягивают модель под нужную ногу. Несмотря на единые принципы в работе, у каждого мастера свои секреты. Поэтому умельцы с ходу отличают свои изделия от чужих. Однажды встретил на рынке женщину: заказчицу не вспомнил, а валенки узнал, — смеется шаповал.

Искусство валяния шерсти Владимир перенял у своей мамы Марии Михайловны. Родом они из Витебского района. В семье, где воспитывались трое детей, держали до 30 овец. Это было хорошее подспорье — шерсть спасала не только от холода, но и от голода. За вырученные от продажи валенок деньги можно было кормиться. 
Процессу изготовления мама научилась от захожего мастера Евдокима Егоровича Огородникова. Раньше в деревнях практиковалось, что путник мог остановиться на несколько месяцев в доме заказчика. Хозяева должны были только предоставить стол для раскатки шерсти и скатерть. Если шаповала плохо принимали, мало кормили, определяли место для ночлега не у печи, то в итоге и валенки выходили неказистыми.
— Я еще мальцом был на подхвате у мастера, — вспоминает Владимир. — То шерсть поднести, то колодки. Так потихоньку улавливал все тонкости. Свои первые валенки сделал уже после армии. Помню, мама похвалила, что взялся за работу. Но за качество отругала — совсем не годилась обувка. С тех пор более ответственно стал подходить к делу. 

Чтобы сделать одну пару, у Владимира Осиповского уходит минимум двое-трое суток. Заготовленная шерсть раскладывается на полотне, формируется основа для будущей обуви — ей придается нужная форма. После валенки подравниваются, подгоняются под нужный размер на колодке, внутрь каждого кладут специальную материю, именуемую «душа». Опять несколько раз укатываются, заливаются кипятком и снова укатываются, уже в воде. 

Пара на загляденье

Валенки мастера пользуются популярностью. Выезжает торговать на рынок в Горки. Но больше любит работу под заказ. Ведь удовольствие иметь экообувь, которая, говорят, даже мужскую силу дает, стоит недешево. Пара может и на 350 рублей потянуть: чем больше размер, тем больше идет шерсти. Но высокая цена, уверен мастер, оправданна. И дело даже не в ручной работе и стоимости материала, а в долговечности обуви. Она может прослужить хозяину и пять, и десять лет. Все потому, что в основе — натуральный материал. На такую экообувь давно положили глаз именитые модельеры. Какого только разнообразия моделей и цветов не увидишь на подиуме! В Дрибине тоже делают эксклюзивную обувь, украшенную вышивкой. Работники районного историко-этнографического музея экспериментируют с рисунками: к Новому году в тренде валенки со снежинками, снегирями, елями. 
Сейчас в Дрибинском районе живет по разным подсчетам от одного до трех десятков мастеров. А когда-то катрушники были почти в каждом доме. Секреты своего ремесла держали в тайне, передавая из поколения в поколение. Даже язык свой особенный придумали — катрушницкий лемезень. Так берегли от чужих ушей технологию, которая у каждого мастера была уникальной, а еще оценивали заказчика. Если видели, что тот скуп, могли между собой это обсудить.

Владимир Осиповский знает катрушницкий язык. Но не это, говорит, делает мастера шаповалом: нужно чувствовать и любить материал, с которым работаешь. А еще — вкладывать душу в каждую пару. Может, поэтому обувь так греет в холода. 

А теперь скажите: как отличить правый валенок от левого? Непростой вопрос. Оказывается, изготовленная обувка сперва идентична. И только после нескольких дней носки их обладатель сам определяет, какой валенок будет правым, а какой левым.

bizyk@sb.by

Фото Максима ТЕТЕРИНА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter