В Беларусь приходит мода на защиту природы

Мода на зеленое

Экология сегодня в тренде. Это воздух, которым дышим, земля, по которой ходим.
Экология сегодня в тренде. Это воздух, которым дышим, земля, по которой ходим. Если здоровы они, здоровы и благополучны мы. О состоянии белорусской природы, о том, как не нарушить хрупкий баланс между ней и человеком, его экономической деятельностью в ходе «прямой линии» «Р» рассказала первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия МАЛКИНА (на снимке).

Проблемы есть, но они решаемые

— Есть ли смысл в реализующейся ныне программе «Торф», когда идет добыча фактически невозобновляемого ресурса, ведь торф прирастает по миллиметру в год? Неужели сегодня это такое важное сырье для отечественной энергетики?
Вячеслав, Борисов.

— Минприроды относится к торфу в первую очередь как к природному ресурсу, работа с которым, с нашей точки зрения, должна быть грамотной и взвешенной. Все программы, которые разрабатываются в стране на перспективу, всегда проходят согласование с нашим министерством. Что касается программы «Торф» на 2015—2020 годы, мы пытаемся также соблюсти баланс между природой и экономикой страны, ориентируя наш энергетический сектор на использование и другого сырья, например, биомассу. Сегодня для нас это более актуально. Один из таких проектов реализуется в Гомельской области.

Речь не идет об особо охраняемых территориях. Там болота никто трогать не собирается — они будут сохранены в первозданном виде. Это — наше богатство! Мы привлекаем инвесторов на строительство заводов, которые будут работать с полученной биомассой. И на будущее есть понимание и в Правительстве, и в заинтересованных органах госуправления, что торф — это невозобновляемый источник энергии и что к нему нужно относиться очень бережно. 

— Беларусь не волнуют проблемы  нехватки воды, но я слышала, есть проблемы с ее очисткой. 
Светлана, Витебск.

—  В нашей стране реализуется много программ, направленных на ее охрану и использование. Одна из наиболее известных — «Чистая вода». Для строительства очистных сооружений в ряде городов, в частности на Витебщине, привлекались международные гранты. Проблемы есть, но они не относятся к разряду нерешаемых. Здесь скорее речь о качестве питьевой воды. Если говорить об очистке сточных вод, то мы довольны результатом.



К поводам для гордости относится и состояние воздуха. Ведь при активном развитии промышленности, а у нас только ВВП за прошлый год вырос на 1,6 процента, за тот же период времени качество воздуха на 1,4 процента улучшилось. Хотя, например, на Минск, учитывая количество проживающего здесь населения, предприятий, нагрузка ложится большая.

Международные соглашения пишем вместе

В последнее время погода все чаще приносит нам всяческие сюрпризы. Взять хотя бы нынешнюю аномальную зиму. Насколько пресловутый Киотский протокол и усилия всех стран по сокращению выбросов парниковых газов могут помочь противостоять глобальному потеплению? 
Ирина, Могилев.

— Наша страна активно участвует в международных процессах, связанных с противодействием глобальному потеплению. В сентябре прошлого года на саммите по климату в Нью-Йорке мы обозначили ключевые направления и понимание своего участия в этих вопросах. К сожалению, Киотский протокол не оправдал ожиданий Беларуси. Сейчас идет работа над новым парижским соглашением. И даже в это время представители нашего ведомства в составе рабочей группы в Женеве работают над этим документом. Это очень важно — стоять у истоков подготовки документа.

Из принципиальных вопросов мы выделяем торговлю квотами на выбросы СО2 и говорим о том, что по опыту Киотского протокола никаких больших экономических выгод это не принесло. Мы предложили принципиально иной механизм, который не позволял бы заниматься спекулятивной торговлей на углеводородном рынке. Помимо этого, выступили с инициативой четкой отчетности стран по сокращению выбросов. Должна быть создана международная система проверки соблюдения взятых на себя обязательств и анализа того, насколько этих обязательств будет достаточно. Здесь важно определить ту планку для каждого из государств, чтобы на выходе мы получили достаточный в мировом масштабе эффект.

— Много говорится о «зеленой» экономике и о том, что это направление очень популярно во многих государствах мира. Но там предприятия, которые работают в этой сфере, получают некоторые налоговые послабления, преференции. А как у нас? 
Андрей, Слуцк.

— Вопросы, связанные с имплементацией (внедрением) вопросов «зеленой» экономики в национальное законодательство и национальную экономику, для нас приоритетны. Сейчас они прорабатываются на уровне международных экспертов, в том числе в сотрудничестве в ПРООН и ЕС. Один из аспектов, который решается в этих рамках, — усиление влияния Минприроды на вопросы регулирования экономики. Нам предстоит изменить понимание руководителей всех уровней – от руководства предприятий и до местного самоуправления. Далее мы займемся проработкой того, как стимулировать предприятия, взявшие курс на «зеленую» экономику.

Не сыпь мне соль на корни

Антигололедные смеси, которыми посыпают дорожки, вредны даже для обуви. Насколько они опасны для городских деревьев и кустарников? 
Виталий, Гомель.

— Обойтись совсем без антигололедных смесей в нашем климате не получается и вряд ли получится. Если дорожки не посыпать, это уже закончится увеличением травматизма в зимнее время. Так что выбирать не приходится. Кстати, во время гололедицы пешеходные дорожки должны посыпаться чистым песком без примеси соли.

Что касается применяющихся солевых антигололедных смесей, они соответствуют нормативам, которые прописаны в Правилах благоустройства и содержания населенных пунктов, разработанных Министерством жилищно-коммунального хозяйства. До 1 октября местные исполнительные органы определяют, где расположатся площадки складирования снега. После того как зимний сезон оканчивается, их приводят в надлежащее состояние.

А дальше, с наступлением весны специализированные организации по содержанию улично-дорожной сети (в Минске – это УП «Зеленстрой») проводят оздоровление деревьев. В том числе исследуют почвы и в агрохимической лаборатории определяют наличие там хлоридов, затем, если такая необходимость есть, промывают грунт у основания деревьев и вносят удобрения. Так что деревья и кустарники, растущие у дорог, не пострадают.

— В Минске в районе ул. Якубова Минскзеленстроем в лесопарковой зоне на болотистой территории идет вырубка деревьев. Это единственный уголок дикой природы в городе, где можно встретить бобров, зайцев, ежей и разных птиц, таких как лебеди, кряква, лысуха. На каком основании и в полном ли соответствии с законом происходит вырубка в этом месте? 
Владимир, Минск.

— Этот вопрос был рассмотрен Минским городским комитетом природных ресурсов охраны окружающей среды с выездом на место. Выяснилось, что никаких нарушений здесь нет. Рубку проводит УП «Зеленстрой Ленинского района г. Минска» на основании разрешений администрации Ленинского района. Всего удалению подлежат 408 деревьев. Причина тому — их аварийное состояние. Это ольха, ива козья, осина, ясень, тополь, клен остролистный. Компенсационные мероприятия, учитывая состояние деревьев, не запланированы.

Рубки проводятся поэтапно, и это связано с тем, что есть определенные условия для проведения таких работ. Например, с 15 апреля по 1 июля в период гнездования птиц это запрещено. Кроме того, поскольку речь идет о заболоченной территории, в целях безопасности рубки проводятся во время заморозков.

В развитии экотуризма мы обогнали Францию

— Не так давно Минприроды объявило о появлении новых нацпарков и о выведении из числа особо охраняемых некоторых территорий. С чем это связано? 
Елена, Сморгонь.

— Действительно, совсем недавно наша страна приросла 9 новыми охраняемыми территориями, еще 5 из ранее существующих заказников республиканского значения были преобразованы. Вообще вся эта работа, можно так сказать, была запланирована и мы просто поэтапно идем к поставленной цели — к 2020 году достичь показателя по охраняемым территориям в 8,3 процента по отношению ко всей территории страны. И я бы сказала, мы движемся с большим опережением. Уже на 1 января 2015 года площадь всех ООПТ (заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы) составила 1722,74 тыс. га, или 8,2 % от территории страны.

Более того, мы активно развиваем на таких территориях «зеленый» туризм. И как показал опыт недавнего общения с делегацией министерства экологии Франции, в плане использования этих территорий для туристических целей мы ушли далеко вперед. У нас активно обустраиваются экологические тропы и многое другое. Мы продвигаем «зеленый» туризм на международный рынок, и нашу страну там уже знают.

Вера Артеага

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter