Мода глазами классиков

Колонка "Бинокуляр" Людмилы Рублевской
Вы знаете, кто такой Джон Мидсаммернайт? А Джек Рай? Ничего не напоминают вам эти имена? А это всего лишь в переводе на английский Янка Купала и Якуб Колас. В иронической интернетовской статье «Разве могут поэта звать Тодар?» автор предлагает европеизированные имена белорусских писателей: Джо Вуд — Язэп Пуща, Джон Сомбреро — Янка Брыль, Долли Элк — Евдокия Лось, Кеннет Нэт — Кондрат Крапива, Макс Годгифтид — Максим Богданович... Улыбка автора, однако, горька... Увы, Джон Вуд действительно звучит для обывателя более заманчиво и модно, нежели Язэп Пуща... Помните, как у Гоголя в «Мертвых душах» на магазине, где продавались картузы, имелась вывеска «Иностранец Василий Федоров», а в «Двенадцати стульях» «цирульный мастер Пьер и Константин» охотно отзывался на имя Андрей Иванович...

Мода — управляемая эпидемия, как говаривал Бернард Шоу... Это когда, по мнению американского философа XIX века Г.Торо, «главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу и обезьяны всего мира делают то же». Хотя Бальзак, желающий утвердиться в аристократическом статусе, равно как и Александр Дюма–старший, в следовании моде изощрялись, особенно много насмешек вызывая невероятно пестрыми жилетами. А вот наша землячка Ганна Тюндевицкая, автор книги о ведении домашнего хозяйства «Лiтоўская гаспадыня» середины XIX века, поучает: «На мой погляд, няма нiчога больш грэблiвага i нiкчэмнага, чым гаспадыня, што занядбала хатнiя абавязкi i шмат часу трацiць на захоўванне i догляд сваёй прыгажосцi... Няўжо ж стан на цалю танчэйшы можа папоўнiць страту зубоў, смурод з рота, кругi пад вачамi i смугласць скуры? А ўсё гэта звычайны вынiк празмернага сцiскання сябе гарсетам...» Да уж, мода и женщина — тема древняя... Лев Толстой вообще утверждал: «Всякая разодетая женщина представляет опасность для общества. Поэтому, когда я вижу разодетую женщину, я хочу закричать: «Городовой!» Суров был русский классик, однако сам обогатил моду на долгое время рубашками–«толстовками»... Поскольку сие есть еще одно свойство творческих натур: моду они не только осуждают, они ее придумывают! Оскар Уайльд, утверждавший, что «человек или сам должен быть произведением искусства, или быть одетым в произведение искусства», прославился экстравагантным костюмом: короткие панталоны, бархатный берет, подсолнух в петлице... Если вы думаете, что в нашей литературе не находилось почитателей моды, ошибаетесь. Конечно, денди среди белорусских писателей, боровшихся за возрождение национальной культуры, было, прямо скажем, немного... Но хотя поэты начала XX века воспевали народные «вышыванкi, свiткi i андаракi», это не мешало им носить пиджачные пары и галстуки. А молодые поэты 1920–х, поклонники Маяковского и Есенина, правдами–неправдами раздобывали черные пальто, шляпы, кепки, тросточки... Максим Лужанин рассказывал, как они с женой, поэтессой Евгенией Пфляумбаум, ездили в Вильнюс покупать модную ткань диагональ. Жена Язэпа Пущи вспоминала, как Пуща приехал на выступление в Слуцк и поразил ее воображение желтыми ботинками в сочетании с пальто–рединготом... Но законодателем мод в смысле экстравагантности в то время был первый белорусский футурист Павлюк Шукайло. Современники вспоминают его шапку, похожую на боярскую, меховые дохи, шикарную трость в сочетании с вышитой рубахой и домотканым галстуком... Впрочем, «буржуазные штучки» вскоре закончились. Никаких «желтых кофт», цилиндров и тросточек. Скромные костюмы, подходящие для партсобрания. И, разумеется, литераторы дружно подключились к борьбе со стилягами. Петрусь Бровка (он же Пит Айброу) в 1973 году писал в стихотворении «Модница»: «Сукенка — поўнага адкрою, пярсцёнкаў безлiч на руках, з Памiр — прычоска вышынёю, i два Эльбрусы на грудзях».

Вполне в духе моралистов XVIII века...

«Следует покоряться моде как прискорбной повинности и давать ей только то, в чем нельзя отказать ей», — либерально высказался Фонтенель. Что ж, наверное, это самая мудрая позиция... Ведь важно сохранить прежде всего свое, неповторимое, и не превратиться в «иностранцев Василиев Федоровых». Потому как не стоит забывать предупреждение ранее цитируемого Торо: «Оденьте чучело в платье последнего фасона и сами станьте рядом в простой одежде и посмотрите, кому поклонятся раньше — чучелу или вам».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter