Мобильники теряют голос

Сотовые абоненты уходят в интернет

Сотовые абоненты уходят в интернет

Бум сотовой связи в Беларуси сменился штилем. Число абонентов уже превышает количество жителей страны примерно на 20 процентов. В борьбе за клиентов операторы вынуждены мириться с низкими тарифами на привычные голосовые услуги и активно привлекать к себе внимание услугами по передаче данных. Какую выгоду из этого могут извлечь рядовые жители?

За девятнадцать лет, которые прошли с момента подключения первых абонентов сотовой связи, много изменилось. Если изначально за эту услугу в месяц некоторым абонентам приходилось платить около 100 долларов, то сейчас большинство укладываются в 5 долларов. По-прежнему львиная доля абонентов (более 80 процентов) приходится на двух операторов – Velcom и МТС. Однако в последние несколько лет их активно поджимает Life, имеющий турецко-российскую поддержку.

Конкуренция между тремя операторами заставляет их сдерживать тарифы. Абонентов, безусловно, это только радует. Однако в Министерстве связи и информатизации видят в этом и минусы. Специалисты констатируют, что общий рост цен в Беларуси в 2011 году превысил двукратные значения, а тарифы сотовой связи для юридических лиц выросли всего лишь на 8 процентов,  для физических – на 12,7 процента.

– Нужно понимать, что период значительного снижения тарифов, который пришелся на время бурного наращивания абонентской базы, прошел, – считает министр связи и информатизации Николай Пантелей.

– Чрезмерное ограничение рентабельности работы операторов может привести к негативным последствиям, в том числе к снижению объемов инвестирования и внедрения новых услуг.

Министерство связи и информатизации в нынешнем году пробовало «встряхнуть» рынок сотовой связи. С февраля абонентам предложили услугу, позволяющую переходить от одного оператора к другому и при этом сохранять свой абонентский номер. За это наиболее ратовал Life, который поспел на белорусский рынок сотовой связи лишь к шапочному разбору, и теперь, когда прирост общебелорусской абонентской базы почти прекратился, ему остается лишь рассчитывать на переманивание к себе клиентов, которые обслуживаются у операторов-конкурентов. Однако МТС и Velcom предприняли контрмеры – ввели плату за отключение переходящих абонентов. У второго из этих операторов комиссия была установлена на уровне почти 80 тысяч белорусских рублей, что сопоставимо с двухмесячными расходами на услуги мобильной связи среднестатистического белорусского абонента. С учетом наличия таких барьеров число абонентов, пожелавших воспользоваться переносом номера, за первые несколько месяцев предоставления такой услуги составило менее 5 тысяч, что капля в море по сравнению с 10-миллионной абонентской базой.

В отраслевом министерстве, как признался начальник управления электросвязи Павел Петрулевич, об этой проблеме знают, вопрос снижения комиссионных барьеров обсуждается. Однако, как полагают эксперты, скорее всего, статус-кво сохранится.

Сами операторы ощущают, что по «голосовым» абонентам резерв ценовой конкуренции исчерпан. Поэтому, например, Life для привлечения клиентов стал формировать сообщество mylife, участники которого могут претендовать на различные бонусы, скидки. Кроме того, тройка операторов активно развивает сеть третьего поколения (3G), которая позволяет воспользоваться услугами беспроводной передачи данных, в том числе доступом в интернет, видеозвонками, просмотром мобильного ТВ.

Масштабные инвестиции в модернизацию сети приносят эффект. Как отмечают в Минсвязи и информатизации, по итогам 2011 года, более 4,5 миллиона мобильных абонентов, то есть почти половина всех сотовых клиентов, воспользовались услугами беспроводного доступа в интернет, из них порядка 1,8 миллиона – с использованием технологий широкополосного доступа 3G.

– В первом квартале 2012 года мы направили усилия на то, чтобы наши клиенты получили наилучший опыт и удовлетворение от использования сервисов, предоставляемых по технологии высокоскоростного мобильного интернета с помощью новейшего оборудования, в особенности смартфонов, и удобные тарифные планы, – заявил главный исполнительный директор ИП Velcom Гельмут Дуз. – Объем потребляемого трафика за квартал увеличился на 182,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и на 20,6 процента по сравнению с четвертым кварталом минувшего года.

В борьбе за деньги абонентов операторы сотовой связи готовы идти на тесное сотрудничество с компаниями из смежных сфер. Например, МТС намерен участвовать в телефонизации удаленных сельских населенных пунктов. Некоторые жители деревень будут пользоваться услугами стационарной связи «Белтелекома», расплачиваться по обычным тарифам, но при этом звонить и выходить в интернет можно будет не по кабельной линии, а с применением беспроводных технологий.

Еще одно направление конвергенции технологий – предоставление стационарного широкополосного доступа в интернет с применением беспроводной сети. С июля нынешнего года МТС и «Белтелеком» запустили в коммерческую эксплуатацию такую услугу в столичном микрорайоне Чижовка, где находится  новая ледовая арена, которая  в 2014 году будет принимать часть игр чемпионата мира по хоккею. В ближайшей перспективе аналогичные услуги планируется предоставлять и в других микрорайонах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter