Многоуважаемый гарнитур

Династия Радзивиллов в фамильных интерьерах
Династия Радзивиллов в фамильных интерьерах

На белорусском антикварном рынке мебель, по мнению специалистов, самый востребованный, дорогой и редкий товар, заполучить который — большая удача. Коллекцию предметов обстановки, которыми будут заполнены после реставрации Мирский и Несвижский замки, специалисты сейчас собирают по крупицам.

Пожалуйте в опочивальню!

Недавно на аукционе «Сотбис» сотрудниками Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж» обнаружен гарнитур Радзивиллов французского происхождения. В последней четверти XIX века Константин, один из наследников Николая Криштофа Радзивилла Сиротки, заказал набор мебели из 15 предметов с изображением родового герба на шкафу и кровати для своего дворца в Каннах, «Вилле де Дюнес», приобретенной им в 1880–е годы. Стоимость антикварного лота достаточно высока: 180 тысяч долларов без учета затрат на доставку и таможенных пошлин — окончательное решение выкупить его еще не принято, но хотелось бы верить, что сделка состоится.

— Гарнитур — спальный, значит, и место ему в опочивальне княжны, — поясняет научный руководитель реставрации Несвижского замка Сергей Друщиц. — Учитывая длительные периоды запустения, очень ценно, что интерьеры последней четверти XIX века все же сохранились в достаточной для реставрации степени. Выдержали испытание временем покои князя и княжны, Голубой, или Бальный, зал — там уцелели панели и лепка, а также Малая столовая. В хорошем состоянии для реставрационных работ находятся помещения первого этажа «прибрамных» корпусов.

Плитка для гроссмейстеров

Архив, где располагалась когда–то и библиотека, — пока одно из немногих восстановленных полностью помещений в Несвижском замке. Пол здесь вымощен наподобие шахматной доски оригинальным черно–белым кафелем XIX века, чудом уцелевшим в советское время. Тогда архивный зал был переоборудован под кинотеатр, плитку замаскировали деревянным настилом. Отличить ее от современной копии, выполненной под заказ Борисовским художественным комбинатом, практически невозможно. Не сразу догадываешься, что и шкафы, воссозданные по описаниям и сохранившимся фотоснимкам конца XIX века, гипсовые бюсты, люстры с геральдикой, камины — тоже новоделы, то есть годятся в праправнуки фамильной утвари Радзивиллов. За что честь и хвала реставраторам. Но, несомненно, посетители замка смогут увидеть и оригинальные предметы, принадлежавшие некогда его хозяевам.

Галина Кондратьева, заместитель директора по науке историко–культурного музея–заповедника «Несвиж», перечисляет предметы конца XIX — начала XX века, которые безвозмездно вернул располагавшийся здесь одно время санаторий «Белмежколхозздравницы»: 2 немецких пианино, небольшой резной шкаф для книг, прикроватная тумбочка с мраморной столешницей, пресловутый бильярдный стол «Монарх». Сохранилась и картина середины XVIII века с мифологическим сюжетом «Богиня Леда и шесть амуров» неизвестного автора. Огромный холст размером почти 6 на 6 метров, вмонтированный в потолок над парадным входом в дворцовой части, уже отправлен на реставрацию.

Восток — дело хрупкое

Залы Несвижа украсят китайские вазы и каминные часы — в моде у магнатов были интерьеры в восточном стиле.

— Конечно, не хотелось бы обставлять замок копиями, поэтому стараемся приобретать антиквариат, — рассказывает Галина Михайловна. — Очень старой мебели во времена последних представителей семьи Радзивиллов в замке быть не могло. Когда после 60 лет запустения туда в 1870–х годах XIX века вернулись Антоний и его жена Мария–Дорота Радзивилл де Кастелян де Талейран, они закупали в основном не старинные, а современные предметы обстановки. Сохранились фотографии того периода, они и служат нам подсказкой.

Разорению родовое гнездо подвергалось множество раз, а его ценности оседали и в частных коллекциях, и в государственных собраниях. Холл Национального театра им. Янки Купалы украшен зеркалами, принадлежавшими некогда Радзивиллам. В Фарном костеле Несвижа — резной деревянный подсвечник XVIII столетия с гербами рода Вишневецких и Радзивиллов, который, судя по фотографиям, находился когда–то в Каминном зале. Часть знаменитой картинной галереи замка, насчитывавшей некогда несколько сотен холстов, экспонируется в музее истории и культуры Беларуси и Национальном художественном музее. Но ни вернуть, ни взять в депозит полотна для экспонирования в замке пока не представляется возможным.

Шпалеры особого назначения

Чем будут заполнены пространства Мирского замка, рассказывает заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Елена Карпенко:

— Восстановить планируется столовую периода эпохи Ренессанса и большой Парадный зал в стиле барокко. Мебель в Мирском замке будет в основном копийная, так как произведений эпохи Ильиничей, Радзивиллов не сохранилось. Современные исследователи предполагают, что замок являлся загородной резиденцией, куда время от времени приезжали владельцы, поэтому и обстановка там была скромнее, чем в Несвиже. И фактически уже после войны 1812 года стоял в руинах. Последние владельцы Святополк–Мирские начали реставрацию в 1920–х годах, но успели сделать немногое. Для них работали местные мастера. Столы, кровати, стулья 1920 — 30–х годов сохранились до наших дней.

Парадные интерьеры эпохи Ренессанса и барокко нужно, разумеется, восстанавливать из вещей того времени — приобретать либо делать копии. Скажем, из 12 стульев или кресел 1 — 2 будут подлинными, а недостающие предметы обстановки по их образцу выполнят мастера. Войдут в экспозицию и дары археологов Мирскому замку — стеклянная посуда XVII — XVIII столетий, ядра того же времени, редкий стеклянный штоф и переданная Министерством иностранных дел копия карты Великого княжества Литовского с оригинала XVII века, фотографии начала века.

Кроме того, у нас есть договор с неманским стеклозаводом на изготовление копий XVIII столетия, производимых когда–то на радзивилловских мануфактурах в Уречье и Налибоках.

— А как, для сравнения, происходит музеефикация замков в других странах?

— В Тракайском замке Литвы, например, размещена коллекция местного исторического музея, собиравшаяся на протяжении послевоенного времени и по сегодняшний день: мейсенский фарфор, стекло, мебель, коллекция трубок, печатей и даже фантиков от конфет — с начала XX века и до 1960–х годов. Но интерьеры сознательно не восстанавливались, так как не сохранилось ни единого инвентаря имущества.

Совсем другая история со строящимся дворцом великих князей литовских в Вильнюсе, который станет презентационным объектом и местом приема высоких гостей. Правительство Литвы сделало все, чтобы закупить в Европе для замка подлинные экспонаты: около 20 подлинных брюссельских и других шпалер XVI — конца XVIII века, каждая ценой не менее 500 тысяч долларов, ренессансную и барочную итальянскую мебель. Реконструкцией занимается группа из 60 человек — это архитекторы, музейщики, историки. В прессе публикуются списки и стоимость купленных произведений, дабы налогоплательщики знали, на что расходуются их средства. Для Мирского замка такой статьи расходов государством не предусмотрено, покупки совершаются из общих музейных фондов. Но мы рассчитываем на изменение ситуации. В начале февраля администрация музея обратилась в Министерство культуры с предложениями о расширении штата сотрудников нашего отдела (сейчас это всего 5 человек) и об отдельном финансировании на закупку и изготовление экспонатов для замка. Учитывая историческую специфику объекта, мы привлекаем для консультаций специалистов из России, Италии. И будем благодарны всем за предоставление сведений о потенциальных экспонатах для замка.

— А как вы распорядитесь портретами семейства Радзивиллов из фондов национального музея?

— Да, в нашей коллекции около 40 знаменитых сарматских портретов, 20 из них в постоянной экспозиции. Вывезенные гитлеровцами во время Второй мировой войны, картины буквально чудом вернулись на родину. Правда, из 200 холстов вернулось около 100. В 1950 году правительство БССР подарило 87 произведений из несвижской коллекции Польской Народной Республике, и сейчас они, частично отреставрированные, благополучно пребывают в национальном музее Варшавы и его филиалах. Думаю, сотрудникам несвижского музея стоило бы поднять вопрос о возврате подаренных коллекций. Возможно, не самих произведений, а очень хороших копий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter